У меня сейчас очень забавный опыт. Перечитываю "Евгения Онегина". Ко всему прочему, он снимает головную боль.
Опыт забавный, потому что само собой получается свежее непрофесиональное чтение, почти как в первый раз, в девять лет. Сюжет я тогда поймала схематично: типа он ее не оценил, а когда оценил, было уже поздно, хаха. Но мир пушкинского стиха, весь как упругий мячик, как солнечный свет, заворожил меня тогда.
Тени Набокова и Лотмана, как в прошлые перечитывания, сейчас не заглядывают. В общем, хорошо выходит.
И что у меня есть сказать.
Мне впервые интереснее всего слова "от автора", рассуждения, воспоминания, разговоры с читателем. И я как-то заново осознала, насколько же Пушкин злой и смешной и бесконечно самоироничный. Это же тот тип юмора, если эту неосязаемость можно так обозначить, который я больше всего ценю, а в Пушкине точно заметила только сейчас.
Дальше, Пушкин начал писать "Евгений Онегина", когда он был чуть младше меня нынешней. Но эта точность в его умных (и очень часто недобрых) наблюдениях за людьми потрясает.
И впервые герои меня младше или ровесники, и все эти персонажи и ситуации ужасно знакомы.
Вот эта дружба как у Онегина с Ленским от нечего делать и больше не с кем.
И вот эта эстетизация действительности, которую беспрестанно Ленский воспроизводит.
И невыносимые гости, где тебе скучно-скучно-скучно.
И тип эффектной по-верхам учености Онегина (У меня таких Онегиных с десяток знакомых - обаятельных, неглупых, тут из Бродского цитата, тут из Адорно).
И вот мать Татьяны, такая типичная дама, которая позиционирует себя как большую любительницу хорошей литературы (не-то-что-нынешнее-поколение-в-компьютере-сидит), а все из-за того, что лет 15 назад подруга назвала пару имен, которые положено называть в любимых авторах...
Все так же.
Только, думаю, что сейчас бы Татьяна уехала в Москву в университет, и ходила бы с подругами в театр Практика, в Билингву, пока не закроют, на Болотную, пока не разгонят, на лекции "Теорий и практик". Участвовала бы в фемкружке. Еще пару раз влюбилась, и скорее всего, взаимно.
И к концу бакалавриата между сбором документов для стажировки и вечеринкой, вероятно, после звонка сестры, (которая же заааамужем и все-все про жизнь понимает), вспомнила, как бездарно проплакала целое лето из-за отвергнутой любви.
И удивилась бы насколько то, что сейчас происходит с ней, больше и значительной того, что было в провинциальной детской жизни. И этот тонкий золотой опыт детства не повторим, конечно. Но он и не направит всю следующую жизнь, потому что мир сложнее.
И никаких страстно-трагично-достойных "я другому отдана и буду век ему верна" не будет, я думаю.
Какое же хорошее время сейчас, я скажу.
P.S. ну и задумчивого Ральфа Файнса с винишком из "клюквенной" и милой экранизации 99 года - в ленту вам ;)