Посторонним выход запрещён

Feb 19, 2013 13:02





Источник: Экономика растет слишком медленно

Основные цитаты:

1) Благодаря важным политическим мерам в Европе, США, Японии и устойчивости китайской экономики, основные риски для мировой экономики снизились, а условия на финансовых рынках улучшились, тем не менее существенные риски сохраняются, темпы роста мировой экономики все еще остаются слишком слабыми, а уровень безработицы во многих странах неприемлемо высок.

2) Финансовая G20 призвала к укреплению экономического и валютного союза европейских стран и устранению неопределенностей, связанных с фискальной ситуацией в США и Японии.

3) Участники встречи подчеркнули, что необходимо увеличивать внутренние источники спроса "в странах с профицитом счета текущих операций, принимая во внимание особые условия крупных производителей товаров".

4) Кроме того, финансовая "двадцатка" пообещала отказаться от конкурентной девальвации валют, не прибегать к протекционизму и оставить рынки открытыми.

5) Министры финансов и главы центробанков также призвали к скорейшему введению стандартов банковского регулирования "Базель III" (они ужесточают требования к банкам).

6) Наконец, "...и высказались в пользу перераспределения квот в МВФ в зависимости от относительного веса экономик членов фонда".

Теперь давайте переведём на обыденный понятный человеческий трёп, этот политэкономический и финансовый сленг. Пукт за пуктом.


1) Благодаря Европейскому антикризисному плану, альтернативному ему плану финансового спасения в Штатах и отсутствию сколько-нибудь внятного плана у Японцев (не мешались и не путались под ногами у остальных, а просто в сторонке обозначили своё присутствие), а также тому, что "локомотив" мировой экономики последних лет Китай замедлился в темпах роста не очень существенно, макроэкономическая ситуация в мире стабилизировалась. "Пациент скорее жив, чем мёртв". Зер гут дас из фантастиш. Особенно впечатляет, что свеженапечатанные триллионы бабла успокоили финансовую бурю, а довольно грамотное их применение позволило существенно снизить процентные ставки и выправить кривые доходности, сузив заодно спрэды между долгосрочными обязательствами и краткосрочными, а также меж корпоративными и государственными. Дас из гуд унд, я-я, фантастиш. Тем не менее, этого не достаточно. Низкие темпы роста ведут к нарастанию снежного кома долгов (тем быстрее, чем темпы роста ниже процентных ставок), что прямиком возвращает к новому рецидиву роста ставок. Или к сокращению потребления (чтоб отдавать долги, потребуется экономить и "потуже затянуть пояса"), что ещё сильнее снизит темпы роста. И то, и другое - прямой путь к банкротству. Массовые банкротства ещё более сократят рабочие места и увеличат без того огромную безработицу. Как всегда, финансовый кризис приводит к экономическому, экономический ведёт к социальному, а из социального вырастает политический. Вот и в нашем случае безработица приводит к политической нестабильности и принуждению государств содержать безработных на пособия, невольно "поощряя иждивенчество" некоторых за счёт остального общества, да ещё более наращивая при этом дефициты бюджетов и государственную задолженность. Что опять же никак не способствует снижению ставок. Замкнутый круг. Но сейчас - пациент скорее жив!

2) "Один в поле не воин" и "вместе весело шагать". А вот "кто в лес, кто по дрова" порядка не добавляет. Вместе выживать легче. Если все сообща вытягивают маленькую Грецию, составляющую лишь 3% ВВП Евросоюза, то скинуться приходиться по чуть-чуть. А если позволить ей скопытиться, то мало не покажется никому. Пока же есть некое единство подходов, позиций и усилий, то можно попробовать санировать Грецию. Потом перейти, допустим, к Португалии. Затем финансово оздоровить Ирландию. И так далее по порядку. Опираясь при этом, в том числе, на восстановительный рост уже прошедших такую процедуру экономик. Рецессия в странах, оказывающихся под хирургическим ножом беспощадно режущем косты, отчасти компенсируется тогда восстановлением прооперированного чуть раньше соседа. А "средняя температура по больнице" при этом не меняется. Хотя бы не ухудшается. Во всяком случае, не сильно. Не так сильно, как, если бы легли все разом. Что же касается устранения фискальных неопределённостей в США, так америкосы язвительно замечают теперь, что кабы точно и дисциплинировано выполнили взятые на себя обязательства по бюджетной консолидации с прошлых саммитов двадцатки, то так называемый "фискальный обрыв", от которого ныне у всех поджилки трясутся, и на избежание коего направлены сейчас основные усилия в Штатах, уже давно стал бы реальностью. Кстати, это нам указывает на одну очень важную вещь. От года к году, от саммита к саммиту, рекомендации и решения членов этого клуба раз за разом претерпевают существенные изменения. И что представлялось правильным или разумным в прошлый раз, через какое-то время таковым уже не является. То есть, иными словами, никто и никогда за всё время кризиса не имел ещё, да и сейчас не имеет, чёткого плана по выходу из этого тупика. Всё, что наблюдаем, есть бесконечная рефлексия на текущие вызовы и оперативное реагирование на экстремальные события. Целей нет. Иначе говоря, судном управляем в абсолютном тумане и с вышедшими из строя навигационными приборами. А главной понимаем задачу избегать крушения на появляющихся один за одним рифах.

3) Вот ярчайший пример иллюстрации последних строк предыдущего пункта. Ещё год назад на глобальном уровне об этом не было и речи. Зато была понятная немецкая стратегия в рамках Еврозоны - замещать стимулированием спроса в центре ядра, его сокращение на периферии в проблемных странах. Разумно. Особенно, учитывая, что бегство от риска международных спекулянтов привело к ситуации, когда ставки для Германии свалились к нулю. В этих условиях наращивание дефицита бюджета за счёт заимствований не страшно. Всё равно через год отношение долга к ВВП наоборот сокращается. Просто само по себе, за счёт более высокого роста ВВП, чем накапливаются проценты по долговым бумагам. Зато "общая" экономика ЕС в целом при этом не падает. Ведь совокупный спрос сохраняется. Значит, какой-никакой спрос поддерживает какой-то некий товарооборот. Теперь эту тактику пытаются пустить в тираж. Отныне на общемировом уровне. Но с существенными отличиями. Здесь-то ведь спрос наоборот сокращается в ядре капиталистического мира. А профицит счёта текущих операций образуется у стран экспортёров, которые больше продают за границу, чем там покупают. Теперь же, когда стало ясно, что пожирающий ресурсы мира "золотой миллиард" с хавкой не справляется, и глобальный желудок окончательно затромбовался, ужравшись до блевотины и поросячьего визга, остальным предлагают поучаствовать в пиршестве и зарубать всё своё самим. Вернее, чуть иначе. Конечно, никто не предлагает арабам захлебнуться своей нефтью, русским задохнуться в собственным газе, Бангладешу самому потребить весь текстиль, а китайцам играться в детские игрушки своего производства. Вовсе нет. Но на превышение поступлений от экспорта над затратами на импорт предлагается дозакупиться, а не сберегать заработанное и не хранить накопленное в кубышках. Здесь два варианта. Или стимулировать в странах экспортёрах потребительский спрос, и тогда они "на круг" пожрут товарные излишки друг у друга каждого в отдельности, заместив сокращение традиционного спроса в центре мироздания. Либо стимулировать инвестиционный спрос, который уже во многом достанется высокотехнологичным западным компаниям - традиционным поставщикам оборудования и технологий при технической модернизации и инфраструктурном развитии. Или оба варианта вместе. Одно другому не мешает. Просто для каждой страны в отдельности есть свои особенности (для России, к примеру, читайте Стимулирование: спрос vs инвестиции), а у многих крупных стран ещё и свои культурные и социальные "особые условия".

4) Речь в первую очередь о валютных войнах. Кредит во всём мире стремительно схлопывается вослед сокращающемуся спросу. Соответственно, кредитные мультипликаторы сокращаются, и денег объективно становится меньше. По идее, грядёт глобальная дефляция, когда баланс между денежной и товарной массой нарушается в пользу последней. Тогда из-за нехватки наличности на рынках товары и услуги начинают дешеветь. В связи с неприятными воспоминаниями шнобелевских лауреатов по экономике о дефляционных эпизодах во всемирной истории (самый яркий из которых Великая Депрессия, а самый долгий дефлец продолжается в Японии с начала 90-ых годов прошлого века по сей день), и дабы восполнить недостающую денежную массу, ФРС, ЕЦБ, Банк Англии, Японский центробанк, и остальные до кучи, ударными темпами взгоняют свои активы в поднебесье, выплёскивая на рынки всё новые и новые порции ликвидности. Расширением денежной базы компенсируют кредитное сжатие, короче. Как могут. Согласованно, правда, что радует. Благо, что в связи с сокращением коммерческого и потребительского спроса и необходимостью правительств заместить его государственным (наращивая одновременно бюджетные дефициты и стимулируя заодно внутреннее потребление за счёт повышенных социальных расходов), страны проводят обширные и обильные заимствования, обеспечивая центробанкам довольно качественную структуру пассивов. Откровенного мусора, следует признать, тоже хватает. Но госбумаг всё ж несравненно больше. Что есть гут. Однако национальные валюты по отношению друг к другу тоже являются товарами. И если долларов или евро изрядно добавляется, то прочие тугрики и рубчики относительно них начинают дорожать. А это приводит к утрате конкурентоспособности отечественных производителей на мировом рынке, да и проигрыш их импортёрам внутри страны тоже. Из-за курсовой разницы экспорт дорожает и сокращается, а импорт дешевеет и стремительно нарастает. Профицит тает. У кого он был. А у кого нет? Тогда без того плохая ситуация ещё усугубляется. Вот и начинают такие усиленно печатать свои собственные фантики. Это неминуемо ведёт к росту внутренней инфляции, но зато возвращает обменный курс на приемлемый уровень и снова делает конкурентоспособным национального товаропроизводителя.

5) Главным образом речь об усилении требований к капиталу банков и новых нормативных требованиях по ликвидности. Третья часть Базельского соглашения разработана специально в ответ на кризис. Основу составляет лозунг "Капитализация, капитализация и ещё раз капитализация!" При подчёркнутой нетолерантности и неполиткорректной нетерпимости к риску. Особенно сильное влияние "Базель III" окажет на кредитные организации малых и средних стран на развивающихся рынках, а в крупных экономиках на развитых рынках особо негативно повлияет на мелкие и не крупные банки. К чему приведёт процесс, в конце концов, понятно,  камлать на бараньей лопатке не надо. Ожидаем слияний и поглощения крупняком всей мелочи, с консолидацией и концентрацией капитала в особо крупных монстрообразных финансовых холдингах. А в мировом масштабе отток капитала со слабых и не развитых рынков периферии в центр мировой финансовой системы, и сильнее всего в его ядро из самых экономически развитых стран. Деньги это кровь экономики. Где деньги, там и рост обмена (а товарообмен и есть экономика в современном понимании этого термина). Там же, из-за перенакопления капитала, самые низкие процентные ставки, а значит, колоссальное конкурентное преимущество (в форме финансового левериджа), как для местных производителей, так и выгоды для потребителей-резидентов. Наконец, чем крупнее и устойчивей финансовые организации, тем надёжней и менее подвержена риску вся система, состоящая из них, и на оных же опирающаяся. В тех местах интересней и беззаботней хранить и сберегать. А значит, переток капитала будет только усиливаться, богатые ещё больше богатеть, а бедные ещё сильнее беднеть. Но общая денежно-кредитная архитектура на основе перманентного укрупнения и бесконечной оптимизации должна бы, по замыслу творцов-основателей, оказаться много надёжней ныне действующей.

6) Наконец, формирование Попечительского Совета. Чем больше вес развивающихся стран в мировой экономике, тем громче слышен их голос в рамках управления этим глобальным процессом. Тут всё ясно. Пример корпорации. Просто, словно в акционерном обществе. Чем больше вклад, тем на большее число виртуальных голосов в этом глобальном акционерном капитале претендует участник. Речь, конечно же, опять о бабульках. То есть о возможности фондирования через указанные международные институты. Это архиважно, нечего и говорить. Но ещё немаловажно, что это возможность влиять на то, кто именно из твоих глобальных конкурентов получит такое же фондирование, а кто оближется. И когда - "дорога ложка к обеду". И почём. И так далее. В общем, если не Генеральным директором пока быть, и даже не Исполнительным вице-президентом, не в Правление покуда попасть, то уж в Совете Директоров местечко получить. И контролировать выработку или изменение базовых правил игры. Однако ж, это копеечная игра. Ни в какое сравнение с откомментированными ранее пуками 1-4 не идёт. Но в качестве фона для ласковой междусобойной грызни подходит как нельзя лучше. Тем более, когда нет прогресса по основной повестке дня, то сторонним наблюдателям (особенно въедливым и настырным журналюгам) надо дать хоть что-то, свидетельствующее о консолидированной позиции экономических гигантов мира, живо демонстрирующее, что в принципе, договариваться друг с другом они способны.

Главное резюме:

Как понимаете, ничего не будет. Почти ничего никто не выполнит, и мало что реализуют. Потому что просто не выгодно. Тем, кому платить за банкет. А заплатить просят, как видим, бедняков. За богатых. Проблемы-то у крупняка. А отдуваться за них предлагают мелкотне. Боссы рисуют необеспеченные фантики, которыми (словно Алибаба Алибабаевич ослиной мочой бензин), разбавляют покупательную способность других суверенных валют. Если последние ничего не предпринимают, то валюты ревальвируются и местное производство постепенно испускает дух. Если же включают собственный печатный станок, то инфлируют вместо резервных валют (и за них), снижая уровень жизни собственного населения и подрывая доверие к национальной финансовой системе. Защищаться протекционистскими барьерами им при этом запрещают, да ещё настаивают, чтоб, если невероятным образом всё же образуется внешнеторговый профицит, так потратили его до последнего цента либо на потребительский мусор, либо же на техническую (но не технологическую!) модернизацию. И набрали попутно долгов. Повесив их на собственных граждан и корпорации, а заодно само государство чтоб закредитовалось по самое не балуйся. А всё за ради чего? Проесть всё, пробухать, просрать и пропотреблять. Да на куй!? Не забывайте, что предложение делается тем, у кого деньги пока ещё есть. От тех, у кого их больше нет. Зато остались амбиции, меркнущий блеск былого величия, знатная стать и немалое пока что влияние в международных делах. Но не на тех напали, думаю. По другую сторону баррикад древнейшие цивилизации планеты, типа китайцев с индусами, а также молодые и голодные волки в овечьих шкурах, вроде русских или латинос. На риэлторов похожи. По отдельности каждый золото. В массе своей люди не плохие. Но за широкой улыбкой звериный оскал, и как до дела доходит, то "не обманешь - не продашь" и поэтому "налюби ближнего и насри на нижнего". И всё за бабки, всё ради них. И все одинаковы, все в масках. Под стать "учителям". На людях показушное дружелюбие и атмосфера сотрудничества, общие фразы и правильные слова "за всё хорошее и против всего плохого". На деле же, если не намеренно вредят, так в лучшем случае Ваньку валяют, включают дурака и лепят горбатого, просто саботируя договорённости. В связи с этим, напоследок, рекомендую ещё одну заметку из ежедневной электронной газеты Yтро.ru, подводящую итоги этого саммита 20-ти самых крутых перцев планеты Земля.

Источник: Мировая революция ушла в надоевший свисток


Цитата: Хорошо знакомые мантры о глобальной перестройке мира и обязательствах, которые для этого должны взять на себя все причастные к сему великому таинству, звучали и в этот раз. Ровно с тем же успехом. <...> Все это относит решения, принятые на встрече G20, не столько к разряду новых и общих для всех правил, сколько к категории благих пожеланий. Общее впечатление об итогах московского саммита "двадцатки" можно выразить старой пословицей о генералах, которые всегда готовятся к прошлым войнам. За глубокомысленными рассуждениями о глобальных материях не прозвучало ничего конкретного о решении таких проблем, как восстановление экономического роста в странах Южной Европы, судьба единой европейской валюты и возможная трансформация пирамиды американского долга. "Двадцатка", претендующая на то, чтобы возглавить мировую экономическую революцию, в очередной раз умудрилась выпустить весь пар в свисток, закрепив за собой титул площадки для демагогии глобального масштаба.

ЕЦБ, ФРС, аналитика, Зиненко, информация, финансы, центробанк, экономика, политинформкружок, политэкономия

Previous post Next post
Up