Картина «Покажи мне Моне» (2005) британского уличного художника, снискавшего всемирную популярность под псевдонимом Бэнкси, "вышла из сумрака" и приобрела мировую известность в октябре 2020 года, когда на аукционе Sotheby's в Лондоне в результате торгов, длившихся всего 8 минут, её приобрели почти за 7,6 миллиона фунтов стерлингов (9,8 миллионов долларов США).
На картине, изображающей идиллический пруд "отца импрессионизма" Клода Моне ("Пруд с кувшинками или Японский мостик", 1899), помимо собственно пруда, так восхищавшего Моне, Бэнкси написал пару перевернутых тележек из супермаркетов и дорожный конус, намекая тем самым, что мы в не сказке - мы в 21-ом веке, где условия человеческого бытия уже не так радужны, как во времена Клода. «Покажи мне Моне» - одна из самых знаковых картин провокационного творчества Бэнкси. "Покажи мне Моне" была одним из шедевров, представленных на знаменательной выставке Бэнкси 2005 года «Сырая нефть: галерея смешанных шедевров, вандализма и паразитов». Культовый пейзаж Клода Моне с видом на японский пешеходный мостик в его саду в Живерни Бэнкси пишет в современном постиндустриальном ключе, добавляя чуждые действительности и эстетике искусства времен Моне элементы. В свое время Моне взорвал мир искусства, написав "Впечатление. Восходящее солнце" и выступив в роли отчаянного революционера, бросившего дерзкий вызов всему живописнму истеблишменту. Сегодня Бэнкси "взрывает" Моне, беззастенчиво пользуясь культовым (и давно ставшим мейнстримом) образом "старшего товарища" в своих персональных целях. Тщательно наблюдаемая перерисовка Бэнкси с иронией в названии представляет собой сложный диалог, который затрагивает самые насущные проблемы нашего времени, связанные с загрязнением окружающей среды, массовым поизводством и не менее массовым потреблением, не говоря уж о кризисе идентичности мертвого современного искусства.
С роскошно прорисованным оранжевым дорожным конусом и густой текстурой тележки для покупок, нарушающей романтику культового шедевра импрессионизма Моне, версия Бэнкси - это скорее живописное, но "мусорное" место двадцать первого века, чем вечная идиллия.
Знаменитые картины Клода Моне с изображением японского моста через пруд с лилиями в его пышном саду в Живерни - один из самых узнаваемых образов в истории искусства. Между 1897 и 1899 годами на полотнах размером примерно 90 на 90 см Моне написал двенадцать вариаций, изображающих один и тот же вид в разное время дня, в разных погодных условиях и в разное время года.
Вот он - доведенный до совершенства импрессионизм в своем самом чистом виде. Сегодня эти работы представляют собой апогей творчества Моне и являются Святым Граалем не только импрессионистов, но и всех порядочных художников этого мира. Не случайно Бэнкси, который решил несколько разнообразить спектр своего творчества, решил "пропиариться" за счет культового образа Моне.
Справедливости ради, скажем - Бэнкси прославился до того, как стал делать "хайп", используя знаковые произведения друугих художников, и Бэнкси - действительно талантливый и самобытный художник. Кроме того - так поступают все прочие художники, писатели, музыканты и т.д.
Искусство любого творца не возникает из ниоткуда и не сществует в вакууме. Творчество конкретно взятого художника - это всего лишь несколько реплик в огромном, длящемся тысячелетия диалоге, где истина создается путём растянутых во времени сложных коллективных усилий. "Всё, что не традиция - то плагиат" - говаривал Сальвадор Дали и был совершенно прав. С этой точки зрения посягательство Бэнкси на "священную корову" Моне кажется нам совершенно обоснованным. Бэнкси всего лишь продолжает диалог, начатый далеко не Клодом Моне, и делает это иронично и талантливо. К тому же, в работе этой имеется отчетливая "сверхидея" - что не так уж часто встретишь в нынешнем творчестве.