Красноярский район Астраханской области. До областного центра 70 километров судового хода. Именно здесь, на реке Бузан, на фоне живописного пейзажа, стоит одна из главных промышленных точек региона - предприятие «Бузан порт». На четырёх его причалах ежедневно разгружаются и перегружаются до трёхсот тонн различных грузов. В оборот вступает сера. И вот уже 19-ю навигацию порт работает, как слаженный механизм. Пару недель назад мне удалось побывать там в связи с рабочей поездкой. В промышленности и экономике я не сильна, но увидеть крупное предприятие было очень интересно. Тем более, что серу я не видела ещё ни разу.
Вот так серу погружают и разгружают. По всем правилам безопасности.
Сегодня «Бузан порт» - это предприятие, оснащённое качественной и современной российской техникой. Вы не найдёте на его территории импортные погрузочные машины или краны. Потенциал грузооборота составляет до двадцати пяти миллионов тонн.
Именно через это место в регион пришли модули для строительства регионального «Кардиоцентра». Надо отметить, что ни один другой причал в области не смог принять строительные материалы такого масштаба и уровня: 350 нестандартных контейнеров с модулями.
За год в «Бузан-порт» заходит около шестисот судов различного профиля. По словам администрации порта, счёт идёт буквально на минуты. Сера является основным продуктом транспортировки. Отсюда она уходит в Тунис, Марокко, Израиль, Египет, ЮАР.
На территории предприятия рабочие ходят только в распираторных масках. «Сера требует уважения к себе. Если относится к этому замечательному продукту, как полагается, то никаких заболеваний и последствий быть не может», - говорит руководство порта.
В период навигации в порту работает около 350 человек. В первую очередь это высококвалифицированные опытные сотрудники: как жители местных районов, так и специалисты из города. Их ежедневно привозят из областного центра автобусами. По словам администрации на предприятии исключена выпивка.
Дважды в день сотрудники проходят медосмотр: перед началом рабочего дня и по его окончанию, не говоря о полной аттестации и медкомиссии перед трудоустройством. На территории предприятия есть свой физиотерапевтический кабинет. Все условия для продуктивной и качественной работы.
«Моя лебединая песня как инженера - превратить природное достояние Астраханской области в его богатство», - говорит руководитель порта Александр Жеребин. По его словам, сера может быть как катастрофой, так и преимуществом региона. Так как ближайшее месторождение этого продукта открыто и разработано с тем условием, что закрыть его нельзя, а можно только увеличить обороты добычи, поэтому работа по её транспортировке не прекращается. Около 12 тысяч тонн серы ежедневно выходит на поверхность и проходит через порт. В таких условиях потенциальная возможность предприятия составляет 12 тысяч тонн. На сегодняшний день из региона уходит порядка 7-8 тонн через «Бузан порт» плюс доставка по железной дороге.
Помимо грузоперевозок на территории ООО «Бузан порт» занимаются разработкой и промышленным получением сероцемента. Несколько лет назад Александр Жеребин изучил состав этого вещества, проехал Соединённые штаты и Канаду, собрал более 100 патентов, а также получил экспертную оценку от специалистов из Южной Кореи. Сероцемент - уникальное по своим свойствам вещество. В первую очередь оно гидроустойчиво. В отличие от обычного цемента этот материал готовится без добавления воды. Серу практически плавят под давлением и высокой температурой. Таким образом получается гидроустойчивый материал, широта применения которого велика. Это могут быть и земляные сооружения, гидросооружения, которые на многие годы будут оставаться неразрушенными.
Изделие из серобетона. Гидроустойчивое. Вода никоем образом не просачивается и не разрушает его, поскольку там нет никаких пор.
Ещё одна разработка, внедряемая Александром Жеребиным - сероасфальт. По словам предпринимателя, в регионе есть огромные территории дорог, которые требует ремонта. Сероасфальт буквально в два счёта позволит решить одну из главных проблем России. Он включает в свой состав только 3-4 процента серы.
По таким дорогам спокойно может проходить самый тяжеловесный транспорт. Она работает по принципу "батута".
«Мы работаем над дорожными плитами. Я изучил много технологий и наиболее приемлемая для нас технология дорожного строительства - по психологии и по погодным условиям - канадская. Это постнапряжённый бетон. Там нет дорожной подушки. Плиты лежат на выровненной поверхности и стягиваются тросами. Дорога работает по принципу батута», - рассказывает Жеребин.
Надо отметить, что по стоимости данный материал чуть дороже обычного асфальта, однако его выносливость, устойчивость и качество в разы превышает стандарты. Иными словами, дорога из сероасфальта спокойно может пережить морозную зиму, проливные дожди, огромные нагрузки.
Место, где практически в экспериментальных и опытных условиях изготавливается сероцемент.
Рядом с портом железная дорогая - ещё одно удобство в плане транспортировки товара.
Вот такая вот рабочая поездка получилась в "Бузан порт". Теперь хочется верить, что дороги в России станут лучше, а дураков не будет вовсе.