Руины памяти - от террористов до военнопленных

Jul 29, 2016 19:02

Спроектировал и построил этот удивительный по красоте и необычности особняк последний его владелец - Василий Александрович Ярошенко (брат известного художника), не имея специального образования. Впрочем, он был инженером, но все-таки не архитектором




Главный дом усадьбы Павлищев Бор в Калужской области, имел множество веранд, лестниц, балконов, террас, открытых на южную сторону, с которых открывался вид на реку.







Предлагаю "вспомнить" усадьбу по записям воспоминаний Марии Степановны Заболоцкой, сделанных её мужем, Максимилианом Волошиным.
"Степановское было дачное имение Калужской губернии. Там была масса цветов. На цветники тратили по 12-15 тысяч в год. Елисавета Платоновна привозила садовников из Италии, Франции... Там было много детей. Я была воспитанница Ярошенок. Собственно, богата была Елисавета Платоновна. ...Они были не дворяне, а бояре. Все было энглизировано. За каждым ребенком стоял за столом ливрейный лакей. Против дома был цветник. И все обнесено высокой стеной. По звонку спускались все в гостиную. И там ждали. Потом дворецкий докладывал Елисавете Платоновне, что "кушать подано", и все переходили в столовую.




Столовая очень светлая желто-золотистая. Большие окна, и сверху еще ряд светлых окон. Окна выходили на широкий луг. Подъезд к дому занят японским газоном. Висели большие картины в золоченых рамках, несколько картин Ярошенко ("Извержение Везувия") и еще одна картина - старинная: "Аввакум приносит в жертву Исаака". Потом шла гостиная. Там были тяжелые портьеры. Она почти всегда была темная. Потом малая светлая гостиная. Потом почти пустая комната, где была стена, выкрашенная масляной краской. Там висел рисунок "Танцующие женщины Помпейские". И еще другая такая же - библиотека. Подоконники были мраморные, разных цветов - розовые, зеленые. А над этим комнатами - наверху - была комната Елисаветы Платоновны. Кушетка, на которой она жила, была совсем пустая. Потом химический кабинет Василия Александровича из двух комнат: одна очень большая, заставленная химической посудой, и другая, совсем маленькая. А потом к крылам здания шли комнаты детей и моя комната.

























Еще для гостей был флигель. Сад спускался террасами к реке. Там на воде стоял домик "Арсенал", где хранились лодки, водные лыжи, гоночные лодки и т. д. Вдоль реки шла липовая аллея, а потом ее пересекала кленовая, светлая, лучистая. А дальше начинался фруктовый сад. В нижней части были гроты, подземелья, пещеры. Там было жутко. Я и не везде там была".










"А вся молодежь была - будущие террористы. Боря Савинков... Он, входя в столовую, подавал демонстративно всем лакеям руку. Это очень шокировало Е.П.Ярошенко. Мы, дети, его обожали и слушались во всем. Он был тогда вегетарианцем. И говорил нам: "Как Вы будете есть этих Павок, Машек, с которыми Вы играете?" И мы его так боялись, что за обедом умудрялись не есть мяса, а заворачивать в салфетки и уносить, несмотря на наблюдение гувернанток и лакеев.




Маруся Беневская. Ее отец был Иркутский генерал-губернатор. Она была очаровательна. Высокая, красивая. Ее страшно баловали. У нее была собственная карета. Внутри белая атласная. Она ушла в террор под влиянием Бориса. Когда она разряжала бомбу, она разорвалась. У нее оторвало левую руку и правую грудь. У нее хватило мужества уничтожить все документы, свернуть кровавые лохмотья. После ее и нашли по ним. Она долго бродила по окраинам Москвы. Утром пришла в больницу. Ее приняли, перевязали, но через 2 дня доктор ей сказал: "Вас сегодня арестуют". Ее мать, узнавши, тут же застрелилась. А когда приехал отец ее опознавать, она от него отреклась, сказала: "Я не знаю этого человека". Ее сослали на каторгу, освободила ее только революция. На каторге она вышла замуж за матроса-потемкинца. Теперь она живет в деревне под Одессой, как крестьянка"










После революции приказом НКВД от 19 сентября 1939 г. предусматривалось создание восьми спецлагерей для военнопленных на территории ряда областей. Два таких лагеря были созданы в Смоленской области (согласно административному делению того времени): в Козельской Оптиной пустыни (Козельский, или Козельщанский лагерь) и бывшей усадьбе Павлищев Бор (Юхновский лагерь). В октябре 1939 г. в Юхновском лагере содержалось уже свыше 8 тысяч военнопленных поляков. Какая роль в лагере была отведена главному усадебному дому, кто в нем размещался - неизвестно. Из «Доклада УПВ НКВД СССР о состоянии лагерей для военнопленных и содержании военнопленных» от ноября 1939 г. узнаём, что «в Юхновском, Козельщанском и Оранском лагерях часть военнопленных была размещена в нежилых зданиях: конюшнях, свинарниках и сараях».







В начале 1941 г. руководством НКВД было принято решение об использовании польских военнопленных на строительстве аэродрома в Мурманской области. Весной было проведено медицинское освидетельствование пленных Козельского и Юхновского лагерей, по результатам которого было отобрано свыше 3000 солдат и офицеров, годных к тяжелому физическому труду. В апреле 1941 г. Л. Берия подписал директиву о конвоировании в мае-июне интернированных в Мурманскую область. Однако этапирование офицерского состава откладывалось из-за нехватки лекарств и прививочных средств. В связи с начавшейся Великой Отечественной войной часть военнопленных так и не были этапированы в Мурманскую область. В июне 1941 г. Юхновский лагерь на территории усадьбы Павлищев Бор опустел.










После войны в усадьбе размещались различные медицинские учреждения и санаторий. В конце 1990-х в Степановском собирались открыть школу-интернат для слабовидящих детей, начинали реставрировать, но...Фотографии сделаны в юле 2016...






















Сквозь листву проглядывает дом управляющего, а за ним располагается довольно большой хозяйственный двор.











история, имена, путешествия, усадьбы, фото

Previous post Next post
Up