Совсем недавно протодиакон Андрей Кураев торжественно отметил 20 летие своего служения, однако, не будем спешить с поздравлениями , дабы они не были формальными, ибо нашей задачей является
объективная оценка феномена "протодиакон Кураев" в "медиапространстве" в контексте апостасийных процессов в Мировом Православии:
8 июля 1990 года по просьбе Патриарха Московского и всея Руси Пимена, изложенной в письме председателя ОВЦС архиеп. Кирилла, Румынский Патриарх Феоктист рукоположил меня во диакона.
Сегодня же, в день двадцатилетия, патриархи Кирилл и Даниил благословили мне вновь приблизиться к престолу того храма, где состоялось то посвящение.Именно данный факт --рукоположение в
"новостильной" Румынской Церкви, епископат которой, в большей степени (нежели другие Поместные Церкви...), погряз в "экуменистических игрищах" Мировой Закулисы и ереси этнофилетизма (вплоть до антиканонической экспансии на территорию других Поместных Церквей), навел меня на грустные мысли об онтологическом и экзистенциальном характере
конфликта между протодиаконом Кураевым и Священноначалием Иерусалимской Церкви.Нет, в отличии от многих братьев-зилотов, мы совсем не отрицаем благодатности Святых Таинств, совершенных любой Поместной Церковью, (вне зависимости от церковного календаря и других поместных традиций...)в том числе--и Румынской...Просто у нас--"не то воспитание", ибо для Матери всех Церквей, Которая на протяжении всего 20 века сохраняла Предание Церкви и Традиции (в том числе--календарные) неповрежденными, является нормальным, когда крещенные (как правило...) в "новостильных" Элладской (и Константонопольской) Церквах , будущие послушники (монахи, иеродиаконы, иеромонахи, епископы...) приезжают в Святую Землю, где проходят различные степени священного служения, строго соблюдая традиции и обычаи Хранителей Святого Гроба Господня, не прерывая литургического, молитвенного и , просто человеческого, общения, со своей Родиной-- Грецией и Элладской Церковью!
Однако, невозможно не считать "новый стиль" и, подобные ему, "мутации" в некоторых Поместных Православных Церквах , ничем иным, как апостасийными процессами, эскалация которых приобретает уже необратимый характер! Этими обстоятельствам и были вызваны
протесты Первоиерархов Матери всех Церквей против некоторых "реформаторских" и "обновленческих" решений других Поместных Церквей.То есть, другими словами--помимо "каноничности", есть ещё много чего--например, Православная Культура и Православное Предание, традиции и обычаи, приверженность которым, со времён апостольских , вплоть до нашей, апостасийной эпохи, была главным критерием выбора и поставление на любую степень священного служения. Подобно тому, как "сон разума рождает чудовищ"(Гойя) ,нынешнее отсутствие православной культуры у клириков , которая часто подменяется "образованщиной" и "интеллегентностью", является главной причиной появление нынешних "церковных мутантов"--разрушителей Святого Предания Матери-Церкви, наиболее ярким представителем которых и является вышеупомянутый протодиакон Кураев,провозгласивший "неообновленческий" слоган "Перестройка-в Церковь" за которыми следуют "православные зомби"-"миссионЭры", слепо тиражирующие "перестроечные" идеи и концепции своего кумира, наиболее яркими представителями и "пиарщиками" которого являются пресловутые "фролеры"!
Что же такое "православная культура" и откуда она берётся? Судите сами--Блаженнейший Патриарх Иерусалимский Феофил родился в греческой глубинке, в простой семье, где впитал церковные (и народные) традиции и обычаи, что называется--" с молоком матери", затем, в двенадцать лет уехал в Святую Землю, где , (как и большинство участников Святогробского Братства, в том числе--и рукоположивший меня Митрополит Назаретский Кириак), нёс различные послушания, был пострижен в монахи, затем рукоположен в иеродиаконы, иеромонахи, возведён в архимандриты, и, наконец, рукположен во Епископы и избран Патриархом!
Протодиакон Андрей Кураев, в своём жизненном и духовном развитии, очевидно, пережил несколько серъёзных психологических трамв, которые оказали влияние и на его "творчество":
В детском возрасте Андрей несколько лет жил в Праге, где работали его родители. Семья Кураевых была вполне атеистической: его отец, Вячеслав Кураев, был секретарём Петра Федосеева, главного философа-идеолога КПСС.
В старших классах школы Андрей Кураев выпускал газету «Атеист». В 16 лет он поступил на философский факультет МГУ, кафедра истории и теории научного атеизма.Мальчик Андрюша,избалованный мажор и,наверняка, "ботаник", (которых , обычно, бьют во дворе и школе..), не только не верил в Бога, но и других ребят учил тому, что "Бога--нет"! А девчата тогда, думаю, на него и не смотрели, потому что у него не было бархатного двойного ораря...
В 1984 году закончил курс высшего образования по кафедре истории и теории научного атеизма философского факультета МГУ, поступил в аспирантуру Института философии АН СССР, но не закончил её...
В том же 1988 году был приглашён на диспут в Коломенский педагогический институт. По результатам диспута, областной комитет КПСС вынес специальное постановление о плохом состоянии дел в педагогическом институте и пролоббировал отправку Андрея на учёбу в Румынскую Православную Церковь[4].По этому поводу, вспоминаются мне слова Митрополита Харьковского Никодима (Руснака) о "расстриге" и "анафеме" Михайле Денисенке--"Он никогда не был верующим--его просто заслали в Церковь, как комсомольца!"
В 1988-1990 годах учился в Бухарестском Богословском институте. 8 июля 1990 года, в день святых Петра и Февронии, в Патриаршем соборе Бухареста был рукоположен в сан диакона.Не будучи, по своему этническому происхождению, ни румыном, ни, даже, р у м ы н с к и м евреем (среди которых были и очень хорошие православные христиане...), будущий протодиакон Кураев, был, несомненно, чужд Поместной Традиции Румынской Православной Церкви, в которой был рукоположен!
Зато апостасийную "закваску " румынских этнофилетистов, экуменистов и "новостильников", протодиакон Кураев воспринял в полной мере, которая, наложившись на его атеистическое воспитание , и породила неревзойденный цинизм протодиакона, как в отношении Свщенноначалия, так и в отношении Священного Предания Единой Святой и Апостольской Церкви!
Не следует забвать также и о , "модном", в определенных церковных кругах, целибате, который, не будучи, собственно, традицией Православной Церкви (мы не сталкивались с таким явлением в "греческих" Православных Церквах), противопоставляется восточному монашеству, одним из столпов которого и является Святогробское Братство, онтологически сближает протодиакона Кураева и его "научно-атеистическое богословие" с латинянами и их аналитическим "богословием"!
Грубо говоря, восточное монашество--это (аскетическая, прежде всего, но не только...) Традиция, по преимуществу, православный modus vivendi в некоем "силовом поле" Православной Культуры, тесно связанный с монашескими обетами безбрачия, нестяжательства и иными, а "целибат", может рассматриваться как латинянская "псевдоморфоза" (мутация, если угодно) древней Традиции, которая, оставляя одно только (видимое) "безбрачие", как бы провозглашает "свободу от Традиции", своего рода--псевдоправославный либерализм (и "либертинизм", в условиях формального отношения к "безбрачию")!
Таким образом, отсутствие православной культуры (и страха Божия), а также приверженности Традиции, цинизм и беспинцыпность, в сочетании с характерными для постсоветской интеллигенции обширным и бессистемным набором знаний в разных "научных" областях, позволили протодиакону сделать успешную каръеру в различных учреждениях Московской Патриархии.
Особенно востребованными данные качества диакона оказались в процессе "избирательной компании2 зимы 2008-2009 гг., в качестве "медиакиллера" (на манер Доренко) для "слива" некоторых епископов, при этом диакон не постеснялся публично похулить светлую память (уже тогда) отошедшего ко Господу, Патриарха Московского Алексия (Ридигер), своего (бывшего) Великого Отца, Первоиерарха и покровителя, по русской поговорке--"ради красного словца не пожалеет и отца"!
Проще говоря, мажор и папенькин сынок раньше зарабатывал деньги тем, что "научно доказывал" , что "Бога--нет", перквалифицировался в "богослова", который, теми же научными методами, стал доказывать, что "Бог--есть!"! Данный.постсоветский и "постатеистический" род "богословия" всегда находился вне сферы наших интересов, и, если бы не хамские выходки по отношению к нашему Первоиераху и епископам, а также не публичная хула на покойных Святителей и Предание Церкви, то мы бы никогда не обратили никакого внимания на какого-т о там "учёного диакона" (как говорится, "специально обученного"...).
Меньше всего нам хотелось бы вдаваться в анализ диаконского "постатеистического богословия", главный метод которого состоит в том, что, по причине поного отсутствия православной культуры и духовно-нравственного состояния, протодиаконом решительно отвергается та часть Предания, которую не в состоянии рационально объяснить (на привычном дискурсивном уровне) "философский ум" протодиакона. Часть Предания, которая не соответсвует плебейским вкусам и убогим представленям протодиакона, таким образом, становится "пережитком язычества", либо " поздними мифологическими наслоениями", в зависимости от хронологии. Стоит ли говорить, что эти протодиаконские идеи созвучны блудной (в духовном смысле...) постсоветской интеллигенции, кумиром которой и стал протодиакон.
Этим объясняется огромный "пиар" (несоразмерный, конечно, реальным заслугам...), которым протодиакон активно пользуется для собственной "раскрутки" и элементарной наживы!
Всё это, разумеется, прямо противоположно подлинному Богсловию , Богословию Святых Отцов, пути которых смиренно следрвали, например, простые миряне Сергий Фудель и Владимир Лосский, мистическое богословие которого навсегда осталось недосягаемым образцом, ибо является подлинным продолжением паламитской исихастской традиции, озарения которого открываются только в глубоком смирении и тишине сердечной!
Вообще, "рационализация Предания" всегда была излюбленным приёмом всех еретиков, начиная от "гностиков", Ария и Нестория, заканчивая Варлаамом, "оппонентом" Св.Григория Паламы, который желал внести "чуждый огнь" латинянской и языческой "мудрости" в Святую Церковь, но был изгнан из Нея с позором--у нас нет желания на подробный анализ многочисленных ересей протодиакона, достаточно просто удалятся от чтения книг его, пока его "мнения" не приняты соборно, его учениками и последователями, ибо появления подобных лжеучителей в последние времена предсказано Святым Апостолом Павлом: "Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням."(2Тим .3-4)
В славянском тексте сказано лучше--"по похотем" и "чешеми слухом", так постсоветская интеллигенция , которой протодиакон и подобные ему, как собачке "чешут за ухом", не любит проповедей на нравственные темы, ибо моральное (и духовное) совершенствование--это тяжкий труд, которому она чужда, а темы "мистического богословия". тем более--мало кому нынче доступны...А вот кураевские "научные" (псевдонаучные) басни, наоборот, приятно льстят её (постсоветской интеллигенции) "интеллектуальному уровню"!
Таким образом, ни нравственно-духовная, ни аскетическая компонента личности протодиакона, ни само содержание его трудов, не позволяет нам квалифицировать его как "православного богослова", дабы вести какую-либо "богословскую полемику" с ним.
Мы не подвергаем никакому сомнению, ни каноническое достоинство протодиакона, ни, тем более ,--его компетентность в качестве сотрудника тех или иных синодальных отделов и структур Московской Патриархии, что является, безусловно, внутренним делом этой самой Поместной Церкви, однако, никакие каноны не препятствуют и нам дать нашу пастырскую оценку трудов и деятельности протодиакона, получивших повсеместное распространение, как для своих прихожан, так и для своих братьев,православных христиан, которым данная оценка может принести какую-либо пользу духовную!