Dec 04, 2011 14:52
В редакцию журнала «Особый формат» пришло письмо: «В конце первой четверти первого класса узнала, что в школе мой ребёнок «очень средненький» и оценён удовлетворительно (даже не «хорошо», не говоря уж об «отлично», чего мы, если честно, ожидали, так как считаем своего ребенка способным). Как такое противоречивое восприятие родителей и педагога возникло уже в начале учебы? Хотелось бы услышать мнение специалиста»
Ирина Горланова мать первоклассника Димы
Отвечает и комментирует ситуацию врач-психиатр, доктор медицинских наук, профессор Игорь Кривопалов-Москвин:
«Почему ребёнок, так ждавший, когда пойдёт в школу, быстро начинает её не любить! Почему его в школе перестают хвалить, а больше ругают? Почему ему на занятиях скучно и неинтересно?»
Родители часто задают подобные вопросы. Многих удивляет, почему способный ребёнок не показывает свои таланты в школе и в результате утрачивает, а не развивает их. Конечно, наверно что-то можно объяснить приоритетами в школьном образовании - дать детям как можно больше знаний. В итоге первоклассник просто не справляется с нагрузкой, отсюда - неуспеваемость и нежелание учиться.
При обучении первоклассника в первую очередь важна его адаптация, а не изучение предметов. В соответствии с программой организации процесса адаптации первоклассников к школьному обучению, основные показатели благоприятной адаптации таковы:
- сохранение физического, психического и социального здоровья детей;
- установление контакта с учащимися, с учителем;
- формирование адекватного поведения;
- овладение навыками учебной деятельности.
Подчеркну: только навыками учебной деятельности! Следовательно, требовать от первоклассника успехов в учёбе пока рано, необходимо научить его учиться. Дети приходят в школу, не зная, что такое уроки и домашние задания, и восприятие ими учебного процесса, прежде всего, зависит от учителя. Именно поэтому в первом классе, особенно в первой четверти, детям не ставят оценки, так как ребёнок, испугавшись новой непривычной для него деятельности, может не суметь проявить свои способности, а неудовлетворительная оценка может навязать ему ошибочное самомнение, которому он поверит и опустит руки.
В описанной в письме ситуации, на мой взгляд, присутствует некоторое (возможно, неосознанное) подавление ребёнка, идущее вразрез с вышеуказанной программой адаптации. Учитель должен понимать, что, оценивая ученика, а тем более первоклассника, он, прежде всего, оценивает себя. Как может первоклассник в начале года быть неуспевающим? Это, безусловно, вина педагога, который, не подготовив своих учеников к учебному процессу, начал их экзаменовать. Тем более, если не было ни одной записи в дневнике, ни одной экстренной встречи с родителями по поводу успеваемости ребёнка.
Учителю и родителям нужно помнить: начало обучения в школе - это не только начало новой жизни, но и для кого-то стресс. И нельзя допускать, чтобы радость первого звонка быстро перешла в негатив, формирующий склонность к неврастении, агрессии, замкнутости, нарушению поведенческих реакций.
Чтобы ребёнок превратился в успешного школьника, как психолог, детский врач и психиатр, я советую родителям больше обращать внимание на то, чтобы ребёнку было комфортно в школе и с учителем. А педагогам рекомендую не ставить в приоритет изучение предметов, а в первую очередь работать над адаптацией первоклассников - не загружать учеников чрезмерно, в том числе домашними заданиями. В любом случае, первоклассники выучат материал, и лучше, если это произойдёт по их желанию, а не «из-под палки». Главное, чтобы школа (особенно начальная) отрицательно не повлияла на психическое и физическое здоровье первоклассника.