Вообще-то, глупо было улыбаться, сунув голову в пермские «уши». Но уж вечер был хорош.
Ниже - не особенно оптимистичная история о том, как еще в прошлом веке можно было запросто остаться без ушей.
Выражение «пермяк - соленые уши» взялось из Соликамска. Со времен активной соледобычи. Соль в Пермской крае добывали в виде раствора из-под земли. Бурили скважину: ну, как бурили - бросали с высоты тяжелый бур, он пробивал какой-то слой земли, его поднимали и опять бросали, он пробивал еще поглубже и так далее. Глубина скважины - 100-200 м, бросать приходилось долго. 3-5 лет.
Раствор соли из-под земли закачивался на башню по деревянным трубам (сначала - конной тягой, потом паровыми машинами). Оттуда сливался в соседний дом - ларь.
В ларе рассол отстаивался и по очередной трубе сливался в варницу. Где в течение суток соль вываривалась на гига-сковородах, превращаясь, наконец, из водного раствора в мокрый "песок", который еще подсушивался и рассыпался по мешкам.
И вот тут-то соль добиралась до ушей.
Из варниц в амбары-хранилища мешки несли люди. До амбаров - метров 50-100 на вид. Женская норма - 50 кг в одном мешке, мужская - 80 кг.
Кладешь себе этот мешок на плечи (иначе никак) и идешь в амбар. Соль внутрь амбара засыпалась сверху, высота амбара - 15 м., то есть идешь наверх. Соль все еще мокрая, рассол течет из мешка на голову и плечи.
На голове шапка, на плечах одежда, а уши - голые. Соль разъедала уши, уши распухали, гнили, у некоторых в итоге не оставалось ничего, кроме ушной раковины.
Так что это только звучит смешно "пермяк - соленые уши", а в жизни было страшно. Правда, платили хорошо. Так что люди буквально дрались за такую отличную работу.
Ларь, где отстаивался рассол
Варница - вниз закладывали дрова. А во время ТО запускали детей, чтобы они вычистили не догоревшие остатки и золу
Весь год соль сгружалась в амбары. А весной варка останавливалось, варницы закрывались на ТО, а по Каме спускались баржи. Парковались прямо у стоящих на берегу амбаров и загружались солью. Три месяца шла погрузка, баржи одна за другой уходили на Нижегородскую ярмарку, а потом - опять варка.
А как, спрашиваю, соль-то доставали? Если засыпали сверху, а она мокрая и прессуется, а двери у амбаров внизу, то есть откалывать ее нужно снизу. Пока снизу откалывали, сверху-то не падало на голову? Падало, конечно, отвечает экскурсовод. Как же не падать...
Фотографии - с
Усть-Боровского солезавода в Соликамске, в таком режиме он функционировал до 1972 года, разве что людей таки заменили на вагонетки. На территории музея сохранились все постройки завода, полный цикл. Все деревянное, даже трубы.
А это - центр города Соликамск. Очаровательный и ухоженный. Говорят, реставрацией зданий занимался сосланный в Сибирь помешанный на архитектуре и истории немец.