Клюква в "Семиевии"

Dec 29, 2022 13:04





Домучил наконец-то «Семиевие» Нила Стивенсона. Роман, конечно, уступает «Анафему», который я проглотил за неделю, но как иллюстрация к «Небесной баллистике» Левантовского сойдёт. :-) Неприятно поразило, что Стивенсон, будучи неглупым человеком, поддался влиянию русофобских стеретипов. Действие происходит в ближайшем будущем, внезапно взорвалась Луна, скоро её обломки начнут падать на Землю, где убьют всё живое, человечество пытается сохраниться, отправив на орбиту несколько сотен избранных, генетический банк и информационные базы. Строительство большой орбитальной станции надо вести ударными темпами, но нельзя использовать её ресурсы, чтобы не отнимать их у будущего. Поэтому российские космонавты-добровольцы, прилетающие туда, фактически делают последнее дело свой жизни - они закончат его и умрут, либо, как часто случается, погибнут в процессе. Герои? Герои. Но вот что пишет Стивенсон:


«Тем не менее, изучив биографические справки на сайте НАСА и отсеяв неподходящие варианты, Дина пришла к выводу, что соседку зовут Фёкла Алексеевна Ильюшина. Она была лётчиком-испытателем, а на последних Олимпийских играх взяла бронзу в легкоатлетическом семиборье. В советские времена это открыло бы перед ней блестящие карьерные возможности в качестве пропагандистского символа. Однако консервативный уклон, свойственный в последнее время русской культуре, почти не оставил для женщин места в традиционно мужских профессиях, включая военную службу и космонавтику. Как следствие, большая часть карьеры Фёклы прошла за пределами России, в частных аэрокосмических корпорациях. Вернулась она лишь несколько лет назад, став одной из двух действующих женщин-космонавтов. Дина была достаточно искушена в жизни, чтобы заподозрить за этим политику: Роскосмосу, чтобы не рассориться на почве дискриминации с НАСА и Европейским космическим агентством, в отряде космонавтов требовалась как минимум одна женщина.
Фёкле был тридцать один год. Для официальной фотографии отряда космонавтов с ней поработали стилисты, сделав ей давно вышедшую из моды прическу в стиле леди Дианы, которая Фёкле к тому же совсем не шла. Во время Олимпиады один жёлтый сайт включил ее в список пятидесяти самых сексуальных спортсменок, однако она затерялась там в самом конце. Дине она показалась симпатичной: высокие скулы, зелёные глаза, светлые волосы и всё остальное, чего можно ожидать от суперменки славянского происхождения. Однако неудивительным было и её сорок восьмое место из пятидесяти - во взгляде Фёклы читался такой строгий холод, что создателям сайта пришлось попотеть, отбирая фотографии, причем, как заподозрила Дина, без фотошопа всё равно не обошлось. Мужчины того сорта, что посещают подобные сайты, сочли бы её скорее отталкивающей - причем сами бы не смогли объяснить, почему именно. А тугие струны её дельтовидных мышц при толкании ядра их бы и вовсе напугали...
Фёклу послали на смерть, и она, вероятно, это понимала...
- Ты думаешь, это камикадзе?
- Думаю, это ГУЛАГ, - возразила Айви, - маленький такой ГУЛАГ прямо у тебя под окном.
- Значит, по-твоему, у неё всё-таки проблемы?
- У всех у нас проблемы, - напомнила ей Айви.
- А, ну да. Я забыла.
- Ей ведь ещё повезло. - Айви хотела сказать, что Фёкле по крайней мере удалось покинуть Землю».

То есть знакомое клише: злые русские чиновники-консерваторы послали Фёклу на смерть в «космический ГУЛАГ». Добровольцы? Героизм? Самопожертвование ради будущего человечества? Да ладно - о чём вы?  Мелочь вроде бы, одна страница в огромном романе, но всё равно царапнуло. Так они нас и представляют. Фёкла, кстати, выжила и оказалась лесбиянкой - то есть ещё и повесточка в ассортименте. Такая вот печаль.

С уважением,
Антон Первушин

космонавтика, научная фантастика, клюква, книги, переводы, Нил Стивенсон

Previous post Next post
Up