Наш уважаемый патриарх Павел Амнуэль
amnuel давно с пристальным вниманием наблюдает за деятельностью НФ-возрожденцев и не упускает случая вставить им ехидную шпильку в колеса. Разумеется, мы это принимаем с благодарностью и почтенным смирением. Что не мешает нам время от времени полемизировать с Амнуэлем как товарищем по писательскому цеху. На этот раз Павел написал
РЕЦЕНЗИЮ на сборник "космических" повестей
"Ускоритель", который с полным правом можно назвать "НФ-возрожденческим" по духу. Главную претензию Павла Амнуэля можно свести к одной фразе из его рецензии: "по крайней мере, две из четырех повестей идейно современны, а сюжетно традиционны". При этом Павел подчеркивает, что сами по себе тексты хороши, что в них прописаны интересные персонажи и события, а идеи и фантдопущения новы для НФ. Однако, по мнению Амнуэля, "Фантастика все-таки не виноделие, где в старые мехи можно налить новое вино, и оно от этого станет вкуснее. Для новой фантастики и мехи (сюжеты) нужны новые". То есть подразумевается (в рецензии об этом сказано прямо несколько раз), что в космической НФ можно придумать какие-то принципиально новые сюжеты, более соответствующие духу времени, но авторы сборника пошли по протоптанной до них дорожке, чем испортили благоприятное впечатление.
Честно говоря, меня сильно удивил и задел этот пассаж. Мне показалось, что Павел путает сюжет и фабулу. Как известно, сюжетов в мировой литературе не так уж и много, а вот фабул -- бесконечное разнообразие. Вероятно, именно использование стандартных фабул и вызывает некоторое неприятие у начитанного человека. Но при чем здесь новизна сюжетов? Можно ли говорить о новизне сюжетов применительно к космической научной фантастике? Ведь, в сущности, о чем космическая фантастика? О том, как прилетели и сели (не сели), а дальше всё заверте... "Звездные войны" и тема контакта также отлично ложатся в это описание, потому что всё равно кто-нибудь куда-нибудь летит и садится (или не садится). Альтернативную сюжетную канву предложили Ярослав Веров в "Третьей концепции равновесия" и Борис Георгиев в "Космогоне", но такая "космогоническая" фантастика весьма специфична и требует подготовленного читателя.
В качестве позитивного "исключения" Павел ссылается на мою повесть "Вертячки, помадки, чушики" ("Почтальон сингулярности"). Однако с позиций оценки новизны сюжета она опять же далека от оригинальности. Что -- разве не было текстов и фильмов о пришельце из космоса, которого мучают в секретной лаборатории? Космический пришелец прилетел из будущего? Давайте вспомним "Сферу" Майкла Крайтона и "Параноика Никанора" Олега Дивова (кстати, я никогда не скрывал, что "Вертячки" написаны еще и как полемика с "Параноиком").
Вывод прост. Вселенная у нас одна, а ее законы вполне определенны. Чтобы писать космическую НФ, волей или неволей приходится обращаться к классическому сюжету "волшебного путешествия" с вариантами добавления классических сюжетов "возвращения домой", "защиты крепости" и "смерти Бога". Выйти за эти рамки, увы, не дано никому, ибо человеческое мышление ограничено. А вот слепого копирования чужих фабул следует избегать (хотя копировать, конечно, проще). Современные наука и культура достаточно развиты, чтобы дать писателю материал для поиска новых ходов, новых персонажей, новых конфликтов, новых обобщений. И научная фантастика -- идеальное поле для всевозможных экспериментов.
С уважением,
Антон Первушин