История одной семьи - или любви.

Aug 23, 2013 12:35

Сразу после окончания университета Кеннет Гуд отправился под руководством Наполеона Шаньона изучать племя яномамо, живущее на границе Венесуэлы и Бразилии. Он рассчитывал пробыть там пару лет, но в итоге остался в племени на целых 12. Довольно скоро он разошелся во взглядах с Шаньоном и начал работать сам.
Через год-два жизни в племени окружающие стали настойчиво просить его жениться - или хотя бы обручиться. В этом племени нет формальных процедур помолвки или свадьбы, жена просто приносит свой гамак к гамаку мужа, и они живут вместе. А разводы происходят так же - жена или муж берут свой гамак и уходят спать в другое место.
С самого начала ему приглянулась одна девочка, лет девяти. Она всегда улыбалась ему, когда они встречались взглядами, и он решил обручиться с ней. Во-первых, он решил, что это поможет ему укрепить отношения с индейцами. Во-вторых, он знал, что в случае обручения с девочкой, которая еще не достигла половой зрелости, они будут просто встречаться, разговаривать, она будет приносить ему еду от костра своей матери, а он будет приносить ей свою еду. Подобные помолвки часто кончались ничем, люди расходились без особых проблем. Кроме того, по обычаям племени, женщин, у которых не было мужей, регулярно насиловали. Он мог решить, что такой помолвкой он защитит девочку.
Время шло, и постепенно Гуд и Ярима стали настоящими друзьями. Когда через несколько лет у нее были первые месячные, он отсутствовал - уехал надолго из этой деревни. Когда он вернулся, она повесила свой гамак рядом с его - и они стали жить, как муж и жена. У них родились двое детей.
Он всегда помнил, что когда-нибудь ему придется вернуться в США. После того, как у них появились дети, его отношения с племенем стали портиться. Хотя он и признавал обычаи племени в отношении половых связей между его членами, он хотел, чтобы его жены это не касалось. Однажды он отсутствовал очень долго, и в племени решили, что он погиб. Какой-то мужчина стал спать с его женой. Вернувшись, он устроил этому мужчине скандал. В племени этого не понимали - подумаешь, пипкой попользовались.
Уезжая в Штаты, он забрал с собой Яриму и двоих детей. На родине за ним стали бегать журналисты. Когда они вернулись, Яриме уже было 19. Формально его нельзя обвинить в женитьбе на несовершеннолетней на территории США, но судить его все равно пытались. Это привлекло к нему внимание, он постоянно давал интервью, а в итоге написал неплохую книжку о яномамо, на которую до сих пор ссылаются, как на надежный этнографический источник по племени яномамо. Книжка довольно хорошо продавалась, он даже продал за 50 тысяч долларов права на съемки фильма по ней. К нему даже Ричард Гир приезжал, он собирался играть Гуда в фильме, но потом все застопорилось.
Жизнь в Штатах у него не складывалась. Конфликт с таким влиятельным антропологом, как Наполеон Шиньон, сделал практически невозможным для него получить работу в приличном университете с хорошей кафедрой антропологии. Через год он организовал поездку на родину племени, на родину Яримы. Она обошлась в 300 тысяч долларов - на зарплату университетского преподавателя каждый год такие поездки устраивать невозможно.
В конце концов, он получил должность профессора антропологии в маленьком университете, где он оказался единственным антропологом и этнографом.
В семейной жизни тоже начались проблемы. Яномамо везде и всегда ходят без одежды, и Ярима не понимала, почему она должна все время что-то на себя одевать. Он следил за ней, но стоило ему отвернуться, как она скидывала с себя одежду. Однажды ему даже пришлось бежать за ней по улице - она отправилась на прогулку нагишом.
Ярима тоже стала иначе к нему относиться. Он больше не ходил везде с дробовиком. Он подчинялся приказам полицейских, а когда у светофора водительница соседней машины накричала на него, он промолчал. С точки зрения Яримы, он потерял качества мужчины.
У них родился третий ребенок. Яномамо имеют другие представления о времени. Они не знают, что такое «жить по расписанию». Ярима не понимала, зачем ему ходить на работу в определенное время, почему он не всегда может говорить с ней и со своими детьми по телефону. В деревне яномамо она привыкла жить с остальными женщинами и девочками, они следили за детьми друг друга, разговаривали, а иногда по очереди, когда захочется, отправлялись добывать себе еду.
Отношения между ними становились все более напряженными. И вот один из европейских телеканалов решил снять фильм о возвращении Яримы в свою деревню. Они отправились в Венесуэлу. Съемки проходили ужасно. Об этом сохранилось свидетельство - кто-то из участников экспедиции снимал все происходящее на свою камеру. Кроме  того, съемочная команда явно провоцировала конфликты между Гудом и Яримой (видимо, хотели добавить драмы). Когда они приехали в Каракас, пришло известие о смерти отца Гуда. Он не хотел подводить съемочную группу и отказался ехать на похороны. Для Яримы это стало последней каплей. Она не могла себе представить такого пренебрежительного отношения к своим родственникам. Они ругались с Гудом. В какой-то момент она просто повернулась и ушла.
Некоторое время её видели в Каракасе, где вокруг нее толпились репортеры, а потом она ушла в лес и исчезла. Все думали, что она погибла в джунглях. Однако, много лет спустя, к одному журналисту, который отправился в леса Амазонии с этнографической экспедицией, подошла женщина и обратилась к нему на чистом английском языке: «Я Ярима. А вас как зовут?».
Оказалось, что она вернулась в свою деревню, у нее новый муж, она родила еще двоих детей. Когда ее спросили, не хочет ли она съездить в Штаты повидаться со своими детьми, она сказала: «Нет. В Штатах плохо. Здесь хорошо».

семья, общество, семейная история, яномамо, конфликт культур

Previous post Next post
Up