Рихард Рети: «Я счастлив находиться в стране, где шахматы становятся народной игрой!»

Nov 26, 2016 05:44





(Третий чемпион мира по шахматам Хосе Рауль Капабланка в роли самого себя и актриса Анна Земцова в роли невесты шахматиста. Кадры из фильма "Шахматная горячка" , СССР, 1925 г.)

Известный чехословацкий гроссмейстер Рихард Рети внимательно, заинтересованно и ни без доли восхищения всматривался в контуры открывающейся в Советском Союзе новой жизни. По итогам первого московского международного турнира 1925 г. Рети взволнованно сказал: «Я счастлив находиться в стране, где шахматы становятся народной игрой. Мастера, сознающие, что они творят для широких масс, а не для замкнутых кругов, смогут проявить себя во всем блеске!»


Вчера завершилась десятая партия за звание чемпиона мира по шахматам между норвежцем Магнусом Карлсеном и россиянином Сергеем Карякиным. К сожалению, наш соотечественник, игравший черным цветом, так и не смог защитить непростую для себя позицию и после шести с половиной часов упорной борьбы был вынужден признать поражение. Таким образом, общий счет в матче чемпиона и претендента после десяти сыгранных партий стал равным 5:5. В ближайшие дни шахматистам предстоит сыграть ещё две встречи, после чего в случае ничейного итогового результата для выявления победителя регламентом предусмотрено проведение дополнительных партий с укороченным контролем времени.

А между тем звание чемпиона мира по шахматам официально разыгрывается с 1886 года. Именно тогда, 130 лет назад, выражение «матч на первенство мира» было впервые официально использовано по отношению к поединку между австрийцем Вильгельмом Стейницем и имевшим польско-немецкие корни Иоганном Германом Цукертортом. Игры проходили в США в трех городах - в Нью-Йорке, Сент-Луисе и Новом Орлеане. Выиграв у Цукерторта двадцатую партию, Стейниц завоевал общую победу в матче, а вместе с ней и первый в истории шахмат мировой чемпионский титул.

В дореволюционной России шахматы ещё не являлись той массовой игрой, какой они стали в 20-е годы прошлого столетия, и были уделом лишь узкой интеллигентской прослойки. А вот то, что в Советском Союзе шахматы приобрели популярность среди миллионов рядовых советских граждан, является следствием феномена, заслуживающего самого внимательного изучения. Так что же, собственно говоря, положило начало той самой всемирно известной советской шахматной школе?

Открываю газету «Суть времени» (№ 76 от 6 мая 2014 г.), читаю статью Сергея Ервандовича Кургиняна «Судьба гуманизма в XXI столетии» (http://rossaprimavera.ru/article/sudba-gumanizma-v-xxi-stoletii-11):

РАБ НЕ МОЖЕТ ОСВОБОДИТЬСЯ, НЕ ОВЛАДЕВ ВСЕМ ТЕМ, ЧТО ПРЕДПОЛАГАЕТ КАТЕГОРИЯ ГОСПОДСТВА.

И не надо восклицать, что коммунизм отменяет категорию господства вообще. В последнее время мне довелось обсуждать этот вопрос с людьми высокообразованными, глубокими и отнюдь не находящимися в стане записных антикоммунистов. Именно они обратили мое внимание на то, что русский коммунизм в его классическом сталинском варианте, по сути, свелся к передаче широчайшим народным массам высокой русской культуры, культуры достаточно молодой и безусловно дворянской. То есть антибуржуазной. Ведь именно таковой была русская культура XVIII-XIX веков. Сколько бы разночинцев ни формировало эту культуру, она по духу своему оставалась а) дворянской (то есть де-факто культурой господства) и б) антибуржуазной. В России нет буржуазной культуры. Русский буржуазный класс ее не создал. Или, точнее, всё, что он создал, померкло перед лицом созданной другими антибуржуазной культуры. Поэтому борьба за построение капитализма в России в XXI столетии неминуемо является борьбой с русской антибуржуазной дворянской культурой, которую унаследовали и развили большевики, передав ее народу в виде культуры господства. И сказав народу: «Ты теперь господин! Ну так и впитывай в себя великую антибуржуазную культуру господства».

Искоренение в человеке раба предполагает овладение им всем тем, что когда-то было исключительно уделом господина! И даже шампанское, прежде являвшееся напитком «хозяев жизни», нужно было сделать доступным для самых широких слов трудящихся, сказав им при этом: «Вы теперь здесь хозяева»! («Идут хозяева Земли, идет рабочий класс!») Именно эта задача и была поставлена в Советском Союзе перед создателями «Советского шампанского». Человек должен был овладеть и культурой и всеми теми знаниями, от которых когда-то в силу своего социального положения он был отчужден. В этой связи вспоминаются слова Павла Власова из романа М. Горького «Мать»:

«Разве мы хотим быть только сытыми? Нет! - сам себе ответил он, твердо глядя в сторону троих. - Мы должны показать тем, кто сидит на наших шеях и закрывает нам глаза, что мы всё видим, - мы не глупы, не звери, не только есть хотим, - мы хотим жить, как достойно людей! Мы должны показать врагам, что наша каторжная жизнь, которую они нам навязали, не мешает нам сравняться с ними в уме и даже встать выше их!..»

Простой русский человек, овладевший переданной ему высокой дворянской антибуржуазной культурой, должен был взмыть вверх на пути к высшему в себе. И он так или иначе ответил на этот призыв, сделав огромный шаг в данном направлении. В этом заключался феномен, одним из многочисленных следствий которого стало появление многих и многих тысяч шахматных кружков по всей стране.

Посмотрите фильм «Шахматная горячка», снятый в 1925 году режиссерами Всеволодом Пудовкиным и Николаем Шпиковским, и вы увидите заявку на воплощение в жизнь идеи о новом человеке. Отличное свидетельство эпохи, которое, помимо демонстрации возможности кинематографа того времени, прекрасно показывает то, что можно назвать «Не хлебом единым!..»

image Click to view



Действия фильма проходят в Москве во время первого московского международного шахматного турнира, в котором приняли участие одиннадцать советских и десять иностранных шахматистов. Примечательно, что в фильме в роли самого себя снялся бывший тогда чемпионом мира Хосе Рауль Капабланка - уникальный шахматист, думающий, как тогда говорили, рукой.  Капабланка чувствовал позицию настолько тонко, что безупречные ходы в его исполнении буквально слетали с кончиков пальцев. Настоящая шахматная машина, как сказали бы сегодня. Он был настоящим виртуозом в отношении того, что касалось безупречной реализации неуловимых слабостей в позиции соперника, использования малейших неточностей в его игре. Считалось, что не склонный к риску и прагматичный Капабланка ошибается один раз в две партии. И его сопернику нужно было со страшным напряжением сил и предельной концентрацией внимания с головой уходить в позицию и искать момент той самой единственной ошибки.

В перерыве между партиями турнира Хосе Рауль Капабланка успел дать советским гражданам сеанс одновременной игры, совершив для этого поездку в Ленинград. Одним из соперников Капабланки в том сеансе был будущий чемпион мира по шахматам четырнадцатилетний Михаил Ботвиник. Болельщики все время подсказывали Ботвинику, мешая ему так, что тот просто вынужден был играть, закрыв уши руками. В результате той партии действующему чемпиону пришлось признать себя побежденным!

Известный чехословацкий гроссмейстер Рихард Рети, имя которого знакомо каждому, кто когда-то занимался шахматами, был другим участником первого московского международного шахматного турнира 1925 года. Рети внимательно, заинтересованно и ни без доли восхищения всматривался в контуры открывающейся в Советском Союзе новой жизни. Разделив по итогам соревнования 7-8 место с Петром Романовским, Рети взволнованно сказал:

«Я счастлив находиться в стране, где шахматы становятся народной игрой. Мастера, сознающие, что они творят для широких масс, а не для замкнутых кругов, смогут проявить себя во всем блеске!»

Previous post Next post
Up