Хэллоуин в России. Так стоит ли чужую канализацию делать своим водопроводом?

Oct 31, 2016 11:28




Я одаль воссылал желанья
Смиренные, однако вслух,
Чтоб истребил Господь нечистый этот дух
Пустого, рабского, слепого подражанья!

Теперь о Хэллоуине.

В прошлом году Хэллоуин отмечался в стенах во многом симпатичной и близкой для меня Рослятинской средней общеобразовательной школы, у нас в деревне, на малой родине летчика-космонавта Павла Ивановича Беляева - командира космического корабля под чьим руководством человек в лице Алексея Архиповича Леонова впервые вышел в открытый космос.



Ответом на сделанное мною замечание относительно всей сомнительности подобного мероприятия стала фраза: «Мне приятнее видеть радостные улыбки и слышать звонкий смех детей, которые старались, шили костюмы, играли, вместе украшали зал, в общем, готовились и весело отдохнули, нежели копаться в истории происхождения праздника, от которого на вчерашнем вечере было одно название».

Вспоминаю, как когда-то мне довелось принять участие в небольшой виртуальной дискуссии, полемизируя с преподавателем местной школы иностранных языков, так сказать, по горячим следам после организации в стенах учебного заведения мероприятия по столь сомнительному поводу.

Тогда, в ответ на недоумение в связи с празднованием Хэллоуина, мне было адресовано буквально следующее:

«С середины 20 века Хэллоуин широко празднуется в англоязычных странах, как семейный праздник. Мы ничего не "празднуем" и шабашей не устраиваем. Мы рассказываем, что есть такой день, почему он появился. И учим лексику. Слова: ghost (привидение), pumpkin (тыква), black cat (черная кошка), сами по себе, не несут негативной коннотации и используются не только в отношении этого праздника».

Что ж, положим, что всё это так… (Как говорил один из героев А.С. Грибоедова: «Блажен, кто верует, тепло ему на свете!»). Вот только фотоотчет, появившийся при этом в сети интернет с, прямо скажем, не вполне соответствующими комментарию фотографиями детей, облаченных в костюмы нечисти (пускай и незатейливые), …и венчающая его при этом фраза: «Веселитесь вместе с нами!», заставляют лишь утвердиться в былом недоумении.

Оказывается, Хэллоуин - это весело, забавно и поучительно!.. И что ж, ничего более?..

Тогда я охотно поверил, что на своих занятиях мой оппонент (к слову, замечательный преподаватель и искренне симпатичный мне человек) не вкладывает в преподаваемый материал какой-либо бесовщины, а просто знакомит детей с таким "милым" явлением, имеющим место в англо-саксонских странах (и странах-преемницах англо-саксонской культуры)...

Но отметить Хэллоуин - это ведь отнюдь не то же самое, что посидеть за чашечкой чая с кусочком торта, правда?.. Это, прежде всего - легитимация и раскрепощение определенных энергий - энергий очень древних, затабуированных, спрятанных глубоко под слоем культуры.

Те же, кто призван учить наших детей, своим безответственным отношением к Хэллоуину снимают табу с этих энергий (пускай невольно) и призывает к ним прикоснуться (…пусть даже посмотреть со стороны, этого достаточно). Ведь призывают же?.. Ну, да, они же не показывают детям оборотную сторону медали (с которой должны были бы начать), и каждый из них теперь знает, что "Хэллоуин" - это что-то со знаком плюс.

И, если уж мы говорим о детях (а ребенок - это личность ещё не до конца сформированная), то любые детские игры (в. т.ч. и карнаватльные перевоплощения) несут в себе отнюдь не игрушечный смысл. Они всегда не до конца понарошку. Это своего рода проводник к формированию в человеке определенного содержания - системы поведенческих образцов, ценностных ориентиров, человеческой психики, ...культурного фундамента, представлений о морали и нравственности и т.д. - словом, всего того, чем человек будет руководствоваться на протяжении всей своей дальнейшей жизни. Словом...

А в кипящих котлах преджних воин и смут
Столько пищи для маленьких наших мозгов...

Есть очень хорошая метафора, согласно которой человек - тонкая пленка разума над огромным океаном того, что он тянет за собою с древнейших времен - всей той неподъемной толщи иррационального, вытесненного за пределы сознания, непроговариваемого и стихийного.

Но вы же не можете прикоснуться к этим энергиям просто так, не впустив их внутрь, и не примерив (как-то криво-косо) их на себя?.. Ваше знакомство обязательно будет взаимным. И эти самые энергии непременно начнут взаимодействовать с вами. Как?.. Они начнут вас перестраивать изнутри: менять соотношение между собой и другими энергиями, составляющими ваше содержание. А если вы не заостряете на этом внимание - ещё хуже. Не будучи проартикулированными, эти самые энергии начнут бить прямиком в ваше иррациональное. Иными словами, вы даже не зафиксируете их в себе. Что же до Хэллоуина, то это будет Хэллоуин "нон-стоп". Но в средние века карнавал никогда не был "нон-стоп" и прекращался с первым ударом колокола. Люди после таких карнавалов шли в церковь и замаливали свои грехи перед богом.

Что же касается западноевропейской карнавальной культуры в целом, то в этой связи хотелось бы привести следующую цитату из статьи С. Е. Кургиняна:

«Человечность, то бишь гуманизм, оформляла себя самыми разными способами. Жесточайшими в том числе. Дочеловеческое и античеловеческое должно было подчиниться этому оформлению. Но оно подчинялось ему, скрипя зубами. И накапливало страшную энергию протеста, направленную против всех запретов, которые оформляли человечество. А этих запретов было очень много. Запрет на инцест, на каннибализм… Запрет на нарушение тех или иных моральных норм. Запрет на осквернение тех или иных сакрализаций… Словом, запретов этих было, что называется, до и больше. А поскольку действие всегда рождает противодействие, поскольку любой запрет рождает желание вкусить запрещенное, то у мира оформляемой человечности всегда была Тень.

Это не вполне тень Юнга. Это иная, более зловещая Тень. Поклоняться этой Тени можно было или в совсем секретных святилищах, рискуя всем на свете, что было уделом очень узких групп. Или - в отведенное время, когда Тень получала временный статус от тех, кто за рамками этого времени держал зловредную и опасную Тень взаперти.

В христианскую эпоху Тень получала временный статус от христианской церкви. В иные храмовые эпохи - от иных храмов, отвечавших за оформление человечности. Передавая Тени временный статус, эти храмы говорили ей: «Неуничтожимая негодяйка! Знай свое место! Ты получаешь статус от нас. Мы отводим тебе место и время. И мы загоним тебя в темницу, как только истечет отведенное тебе время. Поэтому ты - ручная Тень, ты Тень-раба, ты полностью подвластная нам марионетка, понятно?»

Тень ухмылялась и соглашалась. Шествовала она в виде беременной Смерти. Предпочитая этот образ, во-первых, потому что он был ближе всего к ее сути. И, во-вторых, потому что он был достаточно плотной оболочкой для сокрытия сути.

Итак, мир человечности, состоящий из запретов (конечно же, не только из них, но всё же из них в весьма существенной степени), был миром разрешенным. А мир, состоящий из временного нарушения запретов, был миром запрещенным».

(С.Е. Кургинян, газета «Суть времени» №: 53 от 06.11.2013 г., цикл статей «Судьба гуманизма в XXI столетии» https://gazeta.eot.su/article/sudba-gumanizma-v-xxi-stoletii-0)

«А что такое карнавал? Это дозволенные антисистемные оргиастические выплески, жестко регулируемые церковью, как системой - по сигналу системы начинаются, по сигналу кончаются. И только если оргия регулируется - она не разрушает систему сразу же. Но если система перестает регулировать «это», тогда о-го-го. Ведь корни-то «этого» каковы? Откуда все тянется? Из глубокой древности, глубочайшей. Где карнавал, там и сатурналии, где сатурналии - там Баал. Дорожка эта тянется известно куда - к последним безднам, к древнейшим культам сладостного поклонения смерти и тьме.»

(С. Е. Кургинян, газета «Завтра» №: 34 от 22.08.2012 г., «Аналитика судьбы»)

Конечно, неискушенный в подобных тонкостях преподаватель (того же иностранного языка в школе) вполне может не чувствовать скрывающегося за всем этим глубокого коварства. (Может ли??!) И впрямь, нельзя же огульно утверждать, что руководящим мотивом празднования Хэллоуина в каждом частном случае непременно является сознательное стремление к диверсии (культурной и иной)…. Да, и абсолютной некомплиментарностью этого «праздника» русской культуре в наши дни напугаешь далеко не каждого….

Вот только зачем при этом столь невозмутимо прикрываться высокой культурой родины того же Байрона или Шекспира, к которой Хэллоуин уж точно не имеет ни какого отношения?.. Вопрос риторический!.. И впрямь, как тут не вспомнить слова Некрасова:

Эх! Эх! Придет ли времечко,
Когда (приди желанное!..)
Дадут понять крестьянину,
Что рознь портрет портретику,
Что книга книге рознь?
Когда мужик ни Блюхера
И ни милорда глупого -
Белинского и Гоголя
С базара понесет?
Ой, люди, люди русские!
Крестьяне православные!
Слыхали ли когда-нибудь
Вы эти имена?

И дело здесь, конечно, не в пренебрежительном умалении способности простого русского человека отделять зерна от плевел. Этого нет и в помине! (Как раз таки, наоборот, автор строк: «Я лиру посвятил народу своему!..» бесконечно любил свой народ и считал крестьян солью земли русской!) А, дело в том, что всем нам, в каком-то смысле пора проснуться.

Воскреснем ли когда от чужевластья мод?
Чтоб умный, бодрый наш народ
Хотя по языку нас не считал за немцев.
«Как европейское поставить в параллель
С национальным? - странно что-то!
Ну как перевести мадам и мадмуазель?
Ужли сударыня!!» - забормотал мне кто-то…
Вообразите, тут у всех
На мой же счет поднялся смех.
«Сударыня! ха! ха! ха! ха! прекрасно!
«Сударыня! ха! ха! ха! ха! ужасно!» -
Я, рассердясь и жизнь кляня,
Готовил им ответ громовый;
Но все оставили меня. -
Вот случай вам со мною, он не новый;
Москва и Петербург - во всей России то,
Что человек из города Бордо,
Лишь рот открыл, имеет счастье
Во всех княжён вселять участье,
И в Петербурге и в Москве.
Кто недруг выписных лиц, вычур, слов кудрявых,
В чьей, по несчастью, голове
Пять, шесть найдется мыслей здравых,
И он осмелится их гласно объявлять, -
Глядь...

Previous post Next post
Up