Буквально через неделю будет 2 года как изданы майские указы. Поставленные Путиным задачи приходится выполнять в полном объеме, несмотря на стагнацию экономики и финансовые трудности. Главы регионов вынуждены как-то изворачиваться и находить резервы в своих бюджетах. Каким образом выполнять указы, чтобы было дешево и сердито, основная головная боль наших министерств и ведомств.
Понятно, что когда сложно финансово, о культуре трудно говорить, потому что это вложения бюджета. Но в 90-е годы 20 века Борис Ельцин уже однажды сказал, что нам сейчас не до культуры. И мы потеряли целое поколение. На Украине тоже не до культуры было, и мы видим, что сейчас там происходит.
Сегодня от федерального профильного министерства идет четкая и однозначная команда - “Те учреждения культуры, которые не зарабатывают - сокращать”. Вот и получается: чтобы не было неэффективных расходов, их вообще не должно быть. Не нужно питать иллюзий. Нужно исходить из особенностей современного бюджетного процесса, а он, увы, скуден.
Идут сокращения, переводы на неполный рабочий день, неполную рабочую неделю. Планирется осуществление вывода штатных единиц обслуживающего и вспомогательного персонала путем передачи на аутсорсинг и (или) заключения договоров на оказание услуг (выполнение работ) согласно предложенным
Методическим рекомендациям Минкультуры России от 30.01.2013 г. № 557-01-56/04-НМ.
Низкие зарплаты работников культуры - одна из ключевых проблем. По мнению чиновников, для того чтобы “оптимизировать” (читай “сократить”) расходы, лучше всего:
1. Передать все учреждения культуры (театры, филармонию, библиотеки, клубы и т.д.) на бухгалтерское обслуживание в централизованные бухгалтерии.
2. Сократить весь обслуживающий персонал (уборщиц, столяров, плотников, сантехников, электриков и т.д.) и вывести их в создаваемый специально для этих целей “хозяйственную группу”.
Первый вариант “оптимизации” уже реализован. Так 25 октября 2013 года было
подписано Постановление “О создании бюджетного учреждения Чувашской Республики «Централизованная бухгалтерия учреждений культуры» Министерства культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики”. Собственные бухгалтерии, которые позволяли директорам реально распоряжаться немногими выделяемыми средствами и повышать эффективность управленческой деятельности, были упразднены. Специально ради этого в здании Национальной библиотеки все каталоги пришлось вынести в коридор, а помещение предоставить централизованной бухгалтерии. Говорить об эффективности централизованной бухгалтерии для учреждений культуры можно по разному, из разговоров с руководителями от такого решения больше негатива, чем позитива.
Второй вариант пока обсуждается. И тут необходимы поиски эффективного решения. В двух словах суть идеи такова. Предлагается создать некое юридическое лицо, подконтрольное министерству, которое будет иметь определенный штат (по направлениям - уборщицы, вахтеры, водители, электрики, дворники, слесари, плотники и т.д.), техническую базу, инвентарь. Что же касается финансирования, то все они буду осуществляться за счет субвенций из республиканского бюджета.
С выведением за штат частично решится проблема доведения средней заработной платы основного персонала учреждений культуры повысится (т.к. зарплаты обслуживающего персонала маленькие и они влияют на общий результат, в данном случае они не будут учитываться).
Каков механизм работы “хозяйственной группы” уверен не знает и само начальство. Как будут обслуживаться организации, какой техникой, на чьем балансе будут “висеть”? Тут должен быть проработан рациональный процесс оказания услуг, формирования системы эффективного логистического сервиса.
В любом случае, основное бремя расходов ляжет на сами организации за счет использования собственных внебюджетных средств, а не за счет субвенций из республиканского бюджета (это касается и централизованных бухгалтерий, и “хозяйственных групп”). Еще не созданы соответствующие условия для вывода непрофильных функций учреждений культуры на аутсорсинг с учетом сопоставимости стоимости услуг, выполняемых сторонней организацией.
Поживем увидим…