В ведомстве Минкультуры Чувашии имеются 4 образовательные организации - ВПО (
Чувашский государственный институт культуры и искусств) и три СПО (
Чебоксарское музыкальное училище,
Чебоксарское художественное училище,
Чувашское республиканское училище культуры).
В каждой образовательной организации имеется администрация, как правило, директор, его замы (по учебной, воспитательной, научной, административно-хозяйственной деятельности, главный бухгалтер); своя бухгалтерия, насчитывающая порядка 4-6 сотрудников; а еще всякие там начальники отделов, специалисты по учебно-методической работе, свои юристы. Вот и получается, что только на поддержание административно-управленческого персонала необходимо порядка 4 директоров, 20 заместителей, 20 бухгалтеров, 3-4 юриста, человек 12 начальников различных отделов. Таким образом, 56 человек управленческого персонала обслуживают порядка 800 учащихся. Для сравнения - в самом Министерстве культуры работает 41 специалист, а в общеобразовательной школе, где обучается 1500 человек, руководит от силы человек 7-8.
Это мы еще не считаем преподавателей, обслуживающий персонал, там все зависит от учебной нагрузки и требований по содержанию зданий (должны быть пожарные, вахтеры, специалисты по технике безопасности, уборщицы и др.).
С точки зрения управления, каждая образовательная организация придерживается своей стратегии, своего видения как должно развиваться их учреждение. Какого либо сквозного планирования, учитывающее все аспекты образовательной, научной и воспитательной работы, с другими образовательными организациями никогда не было. По большому счету все они "закрыты" друг от друга. Что-то делается, а вот серьезной совместной работы нет и, думаю, еще долго не будет.
Кроме того, атмосфера, царящая в творческих образовательных организациях, полностью зависит от преподавателей, которые по большому счету "лоббируют" только свои интересы. Работает человек скажем еще в ЧГУ или ЧГПУ, то все свои силы они прикладывают лишь на то, чтобы угодить своим "покровителям" (учителям, родственникам, коллегам), а также получить себе нагрузку на очередной учебный год.
Казалось бы, что такого, что выпускники музыкального училища ориентируется на поступление в консерваторию (Казанскую, Московскую, Нижегородскую и др.) или на факультет искусств ЧГУ. Возможно он вернется (хотя статистика говорит об обратном), а выпускники ЧГУ ведь итак будут работать в театрах и филармониях республики. Где подвох?
А фишка в том, что обучение одного учащегося в музыкальном училище обходится порядка в 200 тыс. рублей в год. И если подготовленный выпускник после окончания поступает скажем в ЧГУ, то на бюджетное место в ЧГИКИ (финансируемое из нашего с вами кармана) поступает ничем немотивированный абитуриент или за наш с вами счет обучается будущий специалист для соседних республик. Та же ситуация и с художниками - или Суриковское училище, или в ЧГПУ.
Может хватит латать дыры и пора продумать генеральную линию развития художественного образования в республике. Можете со мной не соглашаться, но мне кажется, что необходимо объединить все наши училища под одну "крышу". Можно, например, назвать его колледжем искусств, где руководителем был бы авторитетный директор, вхожий во власть и умеющий лоббировать интересы колледжа (это могли бы быть, например, Кондратьев М.Г. или Краснов П.С.). Президентом образовательной организации можно было сделать Главу республики. В этом случае возможна единая политика, четкое видение перспектив образовательного, творческого и научного потенциала учреждения. Опыт объединения уже имеется (Йошкар-Ола) и он вполне успешный.
Бюджет республики не резиновый. Можно набрать грамотных заместителей, курирующих определенные направления по музыкальному, художественному образованию. Сделать централизованную бухгалтерию, где каждый бы занимался своим делом, а не страдал от безделья и красил ногти. Еженедельные планерки, рабочие совещания позволили бы всем быть в курсе проводимых мероприятий, направлять на них все усилия (методические, научные, творческие). Финансирование можно направлять на конкретные цели, транспорт, помещения грамотно распределить для учебных, концертных целей. Да и курировать препрофессиональную подготовку и набирать себе подготовленных абитуриентов будет проще. Да и к качеству образования тогда можно будет предъявит единые требования.
Ни для кого не секрет, что многие преподаватели работают в разных организациях СПО и ВПО (совмещают работу). Имея возможность распределять нагрузку, можно будет грамотно оуптимизировать учебный процесс и перераспределить финансовые потоки.
Но тут необходима воля учредителя.
P.S. Извините, что так много букв,
наболело.