В недавнем своем выступлении в рамках
конференции Кондратьев Михаил Григорьевич рассуждал о перспективах консерваторского образования в Чувашской Республике.
Click to view
Позволю себе несколько комментариев
Никак не могу понять этого бессмысленного, как мне кажется, противостояния. С 2005 году наблюдаю за тем, как каждый руководитель "трех консерваториев" - ЧГУ, ЧГПУ, института культуры и искусств пытается тянуть "одеяло" на себя. Тут, как мне кажется, у каждого своя ниша. Михаил Кондратьев уже какой год с самых высоких трибун говорит о том, что консерваторское образование готовит только факультет искусств ЧГУ. Мол здание института культуры и искусств с самого начала не было приспособлено для консерваторских занятий, да и кадры в других вузах не соответствуют консерваторским требованиям (кафедрами руководят специалисты по педагогике (в основном, школьной), а не по искусству).
Очень хочется задать вопрос - а что в ЧГУ условия соответствуют требованиям? Чем ректор ЧГУ по образованию "историк" лучше, скажем, ректора, который по образованию библиотекарь или политический деятель? Что-то не очень видно на факультете искусств заведующих кафедрами с профильным образованием искусствоведа. Одна из
заведующий вообще не имеет ученой степени. Пора уже отходить от тезиса - хороший человек (хороший музыкант) есть хороший руководитель.
При всем моем уважении к заслугам Мориса Николаевича, Михаила Григорьевича и его однофамильца - Станислава Алексеевича, что-то не видно ни одного молодого искусствоведа на факультете о которых так часто рассуждают. Из 24 работающих на факультете искусств специалистов - 1 доктор искусствоведения, 2 кандидата педагогических наук, один кандидат филологических наук и один кандидат физико-математических наук, работающий в должности доцента кафедры вокального искусства. Кроме того, последние защиты кандидатских диссертаций никак не связаны с музыкальным образованием -
1. Уляндина Августа Васильевна - ученая степень кандидата филологических наук (специальность - Литература народов Российской Федерации (чувашская литература). Тема диссертации - "Художественное воплощение образов женщин и их судеб в чувашской прозе XX века".
2. Белоус Светлана Владимировна - ученая степень кандидата педагогических наук (специальность - общая педагогика, история педагогики и образования). Тема диссертации - Педагогические условия совершенствования управления учреждением дополнительного образования детей (на примере Детской школы искусств и ремесел «Гармония»)
Очень хотелось бы посмотреть магистерские работы уважаемых профессоров. Судя по отчетам за 2012 год факультетом не было внесено в кассу вуза ни одной копейки. Из 33 статей - 24 статьи опубликованы в вузовском сборнике "Университетское музыкознание: труды факультета искусств. Вып. № 5: материалы межвузовской и всероссийской науч.-практ. конф. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та" и 5 статей Михаила Горигорьевича Кондратьева. Да с такой статистикой ни один мониторинг факультет не прошел бы, но за счет ЧГУ вроде как все отлично.
Среди педагогов ЧГУ ходят байки о "черных магистрах". Это когда филолог после получения степени бакалавра идет на экономический факультет получать степень магистра. Магистратура открыта, места есть, нагрузка лишней никому не будет - вот и мучаются преподаватели. Для себя я никак не могу найти ответ на вопрос - для чего после получения специальности идут в магистратуру?
Хотя... подождите... вот Костя Москалев закончил в 2013 году магистратуру и вдруг стал доцентом кафедры вокального искусства. Хотя минимальный стаж научно-педагогической работы составляет 3 года
А все это я к тому, что может надо объединить усилия и все сделать для благо нашей Республики. Есть отличный вуз, который содержится на наши с вами налоги. Кто если не советник главы республики по культуре может грамотно посоветовать как осуществить подготовку "штучных специалистов". Вуз бы сохранить. А если мы хотим, чтобы у нас появились Павловы, Максимовы, Воробьевы, Ходяшевы, то надо иметь четкую индивидуальную программу по их подготовке. Они должны учиться в лучших консерваториях России, а лучше мира. У них должны быть продуманы индивидуальные образовательные траектории. А то, что мы поменяем название вуза с Института культуры и искусств на Академию искусств, ничего не изменит.