Статья в июньском номере журнала “Университетская книга”

Sep 03, 2012 11:18


Друзья, в июньском номере журнала “Университетская книга” вышла моя статья под названием “Помощь зала”, или в чём феномен библиотечного блогинга. В ней я постарался рассказать о понятии библиотечная блогосфера и необходимости создания блогов в библиотеках.

Предлагаю Вам текст статьи “Помощь зала”, или в чем феномен библиотечного блогинга? в журнале “Университетская книга”.

june_blogosphera



Полный текст статьи “Помощь зала”, или в чем феномен библиотечного блогинга?

Думаю, уже никто не будет спорить с тем фактом, что актуальность библиотечного блогинга возрастает с каждым днём. И если поначалу он был создан как инструмент общения, позиционирования своего мнения, размещения информации о себе, и нередко сотрудники делали блог своей личной страничкой, то теперь библиотечный блогинг становится инструментом, незаменимым для связи с общественностью (PR), рекламной деятельности и маркетинга, затрагивающим практически все сферы профессиональной деятельности.

Сегодня возникло устойчивое понятие «библиотечная блогосфера» как отражение нового качества коммуникационной среды библиотек. «Библиотечная блогосфера» (от англ. library blogosphere) - термин, построенный аналогично термину «ноосфера» и подобным, он обозначает совокупность всех библиотечных блогов как сообщество или социальную сеть.

Существующие в России и странах СНГ сотни библиотечных блогов как правило тесно связаны между собой, блогеры читают и комментируют друг друга, ссылаются на мнения коллег и таким образом создают свою субкультуру. В этом и есть одно из основных отличий блогов от обычных веб-страниц и интернет-форумов: связанные между собой, блоги могут составлять динамичную всемирную информационную оболочку.

Главное в блогинге, по мнению многих исследователей, это равноправие участников в Сети. Для того чтобы быть успешным, необходим лишь актуальный, интересный контент - содержание блога - и правильные стратегии при его подаче. Личные блоги сотрудников той или иной библиотеки обладают огромным, практически неограниченным потенциалом в распространении сведений, знаний, ведения диалога, продвижении продуктов и услуг и, главное, в организации двусторонней коммуникации. Понимая это, продвинутые библиотечные специалисты стали создавать личные блоги, блоги-проекты.

Определившись с созданием библиотечного блога, администрации библиотеки необходимо решить ряд задач. Основной вопрос - выделяемые бюджеты. Преимущества использования бесплатных блог-хостингов, на первый взгляд, очевидны, но присутствие чужой рекламы, невозможность расширить функционал, ограничения в дизайне и отсутствие каких-либо прав на блог оборачиваются в дальнейшем некоторыми неудобствами.

Для глубокого анализа библиотечного (да и не только) блога требуются специальные знания и опыт, но для того, чтобы составить правильное впечатление и дать первичную оценку, достаточно знать и отметить несколько основных признаков.

Предлагаю примерный список требований к блогу, по которым вы можете оценить собственный или любой другой блог (критерии не претендуют на полноту, можно добавить и другие параметры).

1. Платформа. На мой взгляд, профессиональный блог должен располагаться на платном хостинге, попытки сделать серьёзный блог в ЖЖ, blogger и других блог-хостингах характеризуются скорее несерьёзностью подходов и намерений (согласен, вопрос спорный, так как много хороших блогов хостится именно на blogger).

В качестве системы управления блогом (CMS) многие выбирают WordPress, как лучшую на сегодняшний день систему. Средняя стоимость платного хостинга составляет от 1000 до 1500 рублей в год.

2. Домен. Хороший блог должен иметь доменное имя второго уровня (например - ideafor.info, biblionation.ru). Доменное имя должно состоять из одного, максимум двух слов, быть коротким и лаконичным. Желательно, чтобы доменное имя характеризовало блог, тему блога или автора и запоминалось на слух. Регистрация домена в зонах .ru и .рф составляет 99 рублей.

3. Дизайн. Дизайн хорошего блога должен подчёркивать тематику блога, иметь понятную структуру и аккуратное исполнение. В случае, если в качестве дизайна был выбран готовый шаблон, то он должен быть до конца переведён, доделан и, желательно, оптимизирован под задачи именно библиотечного блога. В случае заказа уникального дизайна блога в профессиональной веб-студии необходимо будет «раскошелиться» ещё на 9-10 тысяч рублей, как минимум.

4. Контент. Содержание блога должно соответствовать его теме, быть актуальным, интересным и понятным читателям. Необходимо, чтобы, посты блога были не только грамотно написаны, но и хорошо оформлены, что улучшает восприятие информации и демонстрирует профессионализм блогера.

Главный показатель активности и востребованности профессионального блога - количество и качество комментариев. Как правило, в комментариях ведутся дискуссии, задаются вопросы, даются ответы. Хороший признак, если автор блога сам участвует в обсуждениях.

Данные критерии, повторюсь, лежат на поверхности. Разумеется, проводя более глубокий анализ, можно оценивать и иные требования, но самое главное - блог и всё, что на нём находится, должно нравиться, быть близко и понятно прежде всего самому блогеру. Тогда его ведение (даже если это профессиональная обязанность) будет доставлять удовольствие автору и приносить пользу читателям.

Напомню, что Интернет изначально проектировался как средство передачи информации на расстоянии, но в дальнейшем стал средством получения этой самой информации. И библиотечные блоги, различные социальные сети, медиа, как часть Интернета, - тоже. Однако существует принципиальное отличие блогов и социальных сетей от Интернета в целом, которое, на мой взгляд, выражается в отношении к получаемой информации.

Интернет даёт пользователям, как правило, анонимную информацию или информацию от лидеров мнений - журналистов, политиков, которым вы доверяете, потому что они люди известные и заработавшие определённую репутацию. Ценность рекомендаций в блогосфере, социальной сети - в том, что посмотреть фильм или прочитать книгу вам советуют именно друзья или коллеги. Возможно, они и не эксперты и разбираются в деталях хуже, чем эксперты и специалисты, но доверяете вы им, как правило, больше.

Сегодня пользователь говорит - «я хочу», библиотека должна отвечать - «у нас лучшее». Пользователь принимает решение на основе собственного опыта, советов друзей, библиотечной рекламы.

Что делать? Понятно, что библиотека не может рассчитывать только на свой маркетинговый бюджет (чаще всего его попросту нет). Да и современному пользователю, по большому счёту, всё равно, сколько было вложено денег в рекламу библиотечной продукции или услуги, на каком месте в выдаче поисковиков находится её сайт. Ему намного важнее, что говорят о библиотеке, её услугах и продуктах другие пользователи. Более того, после своего первого знакомства с библиотекой пользователь сам с радостью (или огорчением) будет делиться полученным опытом.

Библиотеки оказались в совершенно новой ситуации: сегодня клиент говорит: «беру помощь зала», и «зал» подсказывает решение, не советуясь с самой библиотекой. Вот почему, больше на интуитивном уровне, нежели осознанно, многие библиотеки и библиотечные эксперты стали активно использовать социальные медиа в своей работе.

Социальные сети и блоги прочно вошли в жизнь современного человека как удобные и быстрые каналы передачи информации.

Библиотечные блоги позволяют:

создавать площадки для пользователей (читателей), привлечённых из социальных сетей, большинство из которых лояльны именно к блогам, а не к официальным библиотечным сайтам;
использовать инструменты и методы коммуникации и продвижения в Интернете, которые некорректны для корпоративного библиотечного сайта, но оптимально подходят под формат корпоративного биб лиотечного блога;
создавать корпоративные ресурсы с достаточным количеством тематического контента, оптимизированного под поисковые системы (который регулярно добавляется), что позволяет постоянно привлекать целевых посетителей и их внимание к библиотеке;
выстраивать связь с пользователем (читателем) через передачу ощущений личностного аспекта сотрудников и внутренней жизни библиотеки;
доносить до аудитории позицию библиотеки в не официальном виде. Блог - это одновременно и официальная и неофициальная позиция;
тестировать новые идеи.

И это ещё не всё. Внедрение и комплексное использование библиотечного сайта, блога, социальных сетей и медиа даст возможность грамотно и эффективно позиционировать библиотеку в информационном пространстве.

Для реализации этих задач мы представляем профессиональной общественности проект «Пульс библиотечной блогосферы» (www.biblionation.ru), разработанный под руководством Этнера Егорова, - это распределение внимания библиотечных блогеров к тем или иным темам во времени.

Его главная цель - актуальный мониторинг информационного пространства библиотечной жизни. Задачи - сбор и анализ статистических данных различных информационных источников, в том числе блогосферы, агрегация анонсов статей и заметок по библиотечному делу и другой открытой информации (законы, комментарии специалистов, пресс- и пост-релизы конференций, новости и т.д.), создание трафика для интересных статей.

Используя данную систему, можно отслеживать настроение библиотечной блогосферы (самые комментируемые записи, наиболее интересные посты), строить рейтинги блогеров, выявлять тренды.

В перспективе планируется выпуск ежемесячного дайджеста, в котором будут публиковаться наиболее интересные сообщения, различные статистические данные. Надеемся, что система biblionation.ru станет для вас «лоцманом» в «море библиотечной информации».

Originally published at Идеи простых решений. You can comment here or there.

блогосфера, блог библиотеки, Блоггерство, Аналитика

Previous post Next post
Up