Проблема выбора электронной библиотечной системы не дает вузам покоя. Вот и в журнале "Университетская книга" озаботились данной проблемой и провели опрос
"ЭБС в библиотеках: как это работает на практике". Результатом исследования стало проведение журналом совместно с Российской ассоциацией электронных библиотек в Российской государственной библиотеке 17 августа 2012 года дискуссионного круглого стола под названием "
ЭБС: хотели как лучше, а получилось...?".
Актуальность круглого стола заключалась в том, что после
утверждения Требований Рособрнадзора настало время оценить востребованность и эффективность использования данных ресурсов.
Сегодня понятие ЭБС прочно вошло в новые образовательные стандарты. Лицензионные нормативы Рособрнадзора включают требования к "содержательным и техническим характеристикам ЭБС". То, что требования предъявляются именно к вузу, подразумевает активное участие вуза в формировании ЭБС. Библиотечных специалистов, прежде всего, интересует - что стоит учесть при формировании ассортимента ЭБС? По каким критериям выбирают ЭБС библиотеки? Насколько востребованы эти ресурсы? Что предпринимают библиотеки на местах для более активного внедрения ЭБС в учебный процесс?
Вот на какие вопросы ищут ответы библиотекари. Логика заказчиков исследования очень проста - вопросов у библиотекарей много, так мы никогда не "впарим данные системы", пойдем другим путем, надавим на ректоров вузов общественным мнением. А для того, чтобы подтолкнуть ректоров вузов к приобретению различных ЭБС на днях
были опубликованы результаты исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), посвященного отношению студентов к электронным библиотечным системам и перспективам использования такого формата.
Смущает красота и логичность представленных данных. Мне кажется, что меньше всего все эти Центры общественного мнения интересует это самое мнение. А если интересует, то отнюдь не общественное: главное важно угодить заказчику - и использовать нужные цифры для пропаганды. А цифры подделывать мы умеем, у нас даже есть свой волшебник) Скорее всего, полученные данные будут активно лоббировать интересы держателей ЭБС на
Московской международной книжной выставке-ярмарке.
Мне вот интересно - для кого предназначены результаты данного исследования. Ради интереса, специально опросил своих знакомых студентов и преподавателей вузов (порядка 50 человек), пользуются ли они ЭБС в своих вузах. Ответы были следующими - половина из них про них вообще ничего не слышала, половина что-то слышала, но краем уха. Практически никто из знакомых не пользуется ЭБС в своих вузах, а уж тем более не пользовался данными библиотеками летом.
Смущает время проведенного социологического опроса, т.к. опрос ВЦИОМ был проведен 2-17 августа 2012 года. Со слов авторов "исследования" было опрошено 1600 студентов ВУЗов регионов РФ, в которых ужу введены электронно-библиотечные системы (ЭБС). Поддерживаю
сомнение Алексея Скалабана в том, что провести опрос студентов летом очень проблематично, разве, что самим пройтись и выловить их на пляжах или дискотеках.
Глядя на представленные цифры, складывается ощущение "заказного материала". Что, например, значит вопрос "Поддерживаете ли Вы или не поддерживаете подключение электронно-библиотечных систем в ВУЗах?". А что они могут ответить, конечно скажут да. Спросите их, например, поддерживаете ли вы, чтобы в вузе была библиотека или бесплатный Wi-Fi, думаю, ответ очевиден. Вопрос ни о чем.
Авторы исследования выдают желаемого за действительное. Электронно-библиотечные системы (ЭБС) являются сегодня одним из самых популярных источников получения учебной литературы среди студентов. Хочется в это верить, но тягаться с фондами вузовских библиотек им будет сложновато, т.к. практически все ЭБС не закрывают и трети необходимых изданий по читаемым дисциплинам.
И самое главное, почему я считаю данное исследование фикцией, фантазией некоторых волшебников, связано с резюме исследования "Согласно представлениям большинства участников опроса, в ЭБС должно быть представлено более 5000 наименований учебников и учебных пособий (так считают 74%)". Почему именно более 5000 наименований, а не, скажем, более 10000?
Согласно критериям, предъявляемым к ЭБС, количественные показатели ЭБС должны содержать в себе не менее 25 издательств и не менее 5000 изданий, 50 журналов из перечня ВАК и 500 монографий. Какими же это ЭБС пользовались опрошенные студенты, если они хотели бы видеть в них учебники и учебные пособия для студентов ВУЗов (98%), научные монографии (91%) и научные журналы из утвержденного Перечня российских рецензируемых научных журналов (90%).
То есть, если я правильно понял, их там вообще не было. Тогда это не электронная библиотечная система, а возможно набор ссылок на бесплатные пиратские электронные библиотеки.
Originally published at
Идеи простых решений. You can comment here or
there.