Каждый флеш-моб проживает свою маленькую жизнь.
1. Зарождение идеи.
2. Продумывание и доведение её до плана действий.
3. Распространение информации о флеш-мобе.
4. Исполнение во время Ч в месте Х.
5. Наслаждение результатом.
Некоторые флеш-мобы получаются людными и классными, другие не такими людными и не такими классными. Очевидно, есть некоторые параметры, которые помогают флеш-мобу удастся. Попробую выделить эти параметры удачности:
1. Креативная идея - если идея понравится тому, кто о ней узнал, то он сам захочет поучаствовать и рассказать всем своим друзьям, убедив некоторых присоединится.
2. Простота исполнения - чем проще исполнить эту креативную идею, тем больше вероятность, что человек сможет и главное захочет принять в исполнении участие. Иногда простота исполнения может перевешивать креативность, и потому удавшимся флеш-моб делает массовость. (Огромная очередь вникуда - не креативно, но зато просто и круто :)
3. Безопасность для участника - не менее важный пункт, особенно на полит-мобах. Безопасность определяется субъективно, и если человек считает возможным для себя это сделать, то он сделает. Если же ему придётся преодолевать внутреннее сопротивление, то чувство дискомфорта может отвернуть его.
4. Простота описания - чем более просто и чётко описана идея, тем легче её передавать. Описание на одну страницу явно непросто будет вместить для передачи по ICQ или SMS. Тут небольшое противоречие есть - чтобы человек проникся идеей, её надо лучше описать, плюс включить памятку по безопасности - это всё удлиняет сообщение. Посему желательно иметь несколько вариантов описания - полный, для желающих ознакомится, и лаконичный, но отражающий суть - для распространения.
5. Удобство для исполнителей - чем удобнее (для большинства) будет выбрано место и время, тем больше исполнителей соберётся. Полуночные флеш-мобы наврядли кого-то привлекут, как и проводимые в отдалённых местах.
6. Достаточное время, для анонсирования акции - чем больше времени анонсируется акция, тем больше людей узнает о ней. С другой стороны флеш-моб это не праздник, так что о нём могут и забыть, если начать анонсировать слишком рано. Желательно, чтобы времени хватило на анонс в несколько этапов. Например: 1-ый этам - за 3 дня до моба появляются сообщения на форумах, и ЖЖ. 2-ой этап - за 1-2 дня появляется анонс на сайтах дружеских СМИ. 3-ий этап - за день и в день моба рассылка напоминаний знакомым и друзьям по ICQ и SMS.
И хоть принято считать, что у флеш-мобо нет организаторов, всё же некоторая самоорганизованность присутствует или же её можно привнести только потому, что идеи обсуждаются на форумах или в ЖЖ.
Пройдёмся по стадиям жизни флеш-моба:
1. Зарождение идеи. Это творческий процесс и его невозможно формализовать. Тут главное не мешать. На этой стадии можно в специально отведённом месте просто генерировать идеи. Каждый. Сколько влезет. Разных идей. Единственное правило - на этой стадии(и если под это выделена специальная ветка - то в этом месте) запрещена любая критика! Помните - главное не мешать рождаться идеям. Поэта обидеть легко, и невозможно заставить творить.
2. Проработка идей. Из банка идей каждый может выбрать понравившуюся идею и начать её прорабатывать, привлекая других разработчиков. Как это будет, где это будет, во сколько это будет. Тут можно пользоваться параметрами удачности, внедряя их в проработку. Опять же важное правило - критика запрещена! Идея попросту ещё не готова, и любая критика, даже конструктивная, является лишней. Хочешь помочь - просто пиши, как улучшить данную идею. Не нравится идея - иди прорабатывай ту, которая нравится. В результате должны появится проекты флеш-мобов.
3. Обсуждение конечных проектов флеш-мобов. На суд публике предоставляются готовые к исполнению флешмобы, без дат и времени. Тут уже критика обязательна! Все обязаны найти недостатки мобов, особенно критичные - из-за которых лично критик не стал бы учавствовать. После такого просеивания часть мобов просто отвергнут, часть - отправят на доработку, та же часть, что останется - это самое лучшее, можно назначат время и дату, и переходить к стадии распространения. Если будет несколько - провести голосование на лучший.
Выше описан слегка изменнённый алгоритм работы студии Уолта Диснея по формуле “Мечтатель-Реалист-Критик”.
Теперь, что касается распространения информации о мобах. Тут все сообщества, которые более менее организованно занимаются проработкой мобов должны попросту договориться, что будут помогать рекламировать акции друг-друга (а конкурировать можно только в разработке идей). Плюс подключить к распространению СМИ - некоторые довольно дружественно относятся к инициативе моберов (только стоит согласовать с ними, за какое время они будут анонсировать акции - желательно, чтобы это было, например, ровно за день до акции).
Ещё раз привожу схему, которая иногда складывалась сама по себе и срабатывала весьма успешно (в плане информирования):
За 3-5 дней до акции появляются сообщения на форумах и в ЖЖ.
За 1-2 дня до акции появляется сообщения в интернет-сми типа Хартия-97.
В день акции идёт напоминание по ICQ и SMS от друзей и знакомых.
Чтобы потом посмаковать результаты флеш-моба надо приглашать фотографов и представителей СМИ.
Необычность флеш-мобов в их самоорганизации. Классические флеш-мобы работают сами, без всякого напряга мысли для организации.
Но раз уж мы занимаемся полит-мобами, то немного порядка в них привнести не помешает.
Тем более, что перед ними стоят конкретные задачи и цели. Озвучу лишь одну:
Обеспечить массовость в масштабах всей Республики. В идеале провести одновременный флешмоб во всех городах РБ.