Стена "Пинк Флоид" - это потрясающая по глубине философско-музыкальная драма, где под символикой погибшего на войне отца Уотерса прячется описание картины кризиса современного общества, "убившего Бога" и погрузившегося в тоску и депрессию.
Идея Бога - это идея Единства мира, его безопасности (конечного спасения), вселенской любви, находящейся где-то за пределами нашего сознания, глубоко в нашей природе, которая является чувственным переживанием этого Единства, иногда прорывающемся в нашу жизнь из глубин бессознательного. Идея Бога - это интеллектуальный аналог чувства любви, это идея о том что у всех существ есть единый источник бытия и в глубине своей мы имеем единую, бессмертную и блаженную основу.
Однако европейская культура, попав в головокружение от успехов науки последних веков, и ужаснувшись тому, что за времена средневековья делалось под вывеской христианства, отвергло идею Бога. Материализм, атеизм, позитивизм зачаровали общество и склонили его к «убийству» идеи Бога. Общество обратилось к атеизму, не задумываясь, к каким последствиям это приведет.
Мировоззрение, лишенное идеи Бога, следом за ней, как своего основания, лишается и идеи Единства, благости вселенной, лишается чувства любви, как чувственного переживания этого единства, ибо какое может быть единство между материальными объектами? Какая может быть доброта между эволюционирующими животными, борющимися за существование? Какая разумная деятельность в среде бессмысленно вращающихся в космосе кусков материи? Какая воля к жизни, если все сущее обречено на неминуемую гибель, без надежды на воскрешение?
Такое мировоззрение не пройдет незамеченным для психики. Материалистическая философия обрекает человека на депрессию, на тоску, на бессмысленность и отчаяние.
Практически все описание общества на первой пластинке, есть картина описания клинической депрессии, где в художественном виде показано отчуждение всех сфер жизни от главного персонажа. Начиная от плачущего после бомбардировки грудного ребенка, погибшего отца, школы с подавляющим детей режимом воспитания, матери, которая с одной стороны, не в силах ни от чего защитить дитя, а с другой стороны сама становится оковами и тюрьмой, удушая его жизненные порывы. А мир все грозит ужасами войны, черные птицы превращаются в бомбардировщики, цветы дерутся, превращаясь в чудовища, заполняя землю «пустотой». После чего рассказ о проституированной любви, где партнеры рассматривают друг друга как средство и предмет чувственных и финансовых манипуляций. Красной линией всей пластинки является телефонный гудок без ответа. «Эй ты, есть ли кто дома?» И повторяющийся ответ - «Nobody home»
И вот, дойдя до отчаяния, в бездушном мире, в котором нет ни Бога, ни смысла, ни любви с добротой, герой начинает строить стены "бараков" и ходить строем, что бы создать иллюзию единства, иллюзию любви. Казарменное единство диктатуры, единство тоталитарной покорности. Ведь воля к жизни, воля к единству, жажда любви - это непреодолимая сила, данная нам от природы. И эта сила будет искать себе выхода в той или иной форме, хотим мы того сознанием или нет. И если вам запретили подлинную любовь, рассказав что она «невозможна», потому что «Бог недоказуем», что наука может обойтись без этой «гипотезы», то у вас остается не много вариантов - покончить ли с собой, спившись и скурившись, проткнув себя шприцом со стимулятором-симулятором любви, или попытаться создать его идейный суррогат - идеологический тоталитаризм.
Если ты не можешь присоединиться к божественному единству в любви, тебе придется создавать его иллюзию средствами насилия. Тебе придется ходить строем, кричать лозунги, носить самовнушающие плакаты, убеждать себя и окружающих что «народ и партия едины», «мы самые великие и правоверные». И конечно, для создания иллюзии единства, требуется убивать инакомыслящих и всех, кто не вписывается в систему. Тоталитарный порядок невозможен без лагерей и расстрелов.
Это глубочайшая мысль, прочувствованная Уотерсом и выраженная в поэтическом образе - под всяким тоталитаризмом, под всеми хождениями строем и убийствами "чужих", кроется неудовлетворенная тоска по единству в любви, на которое наложило запрет общество, убив Бога.