Доказательства

Jan 07, 2019 11:57





Когда  мы требуем доказательств чего-либо, мы сначала должны убедиться, что в  данном вопросе доказательства вообще возможны. Потом рассудить о том,  что именно они собой будут представлять.

Так, в области мировоззренческих вопросов, то есть в метафизике или философии, вы должны задуматься, что собой представляет доказательство в самом широком, методологическом смысле.

Доказательством какого-либо утверждения будет указание на его истинное или доказанное основание, из которого логически безупречно следует утверждение.

Разумеется,  для общего доказательства нам потребуется и доказанность основания, из  которого делается вывод, что переносит вопрос доказательства на  ступеньку ниже.

В свою очередь нам потребуется и доказательство  для основания, и для основания основания и так до бесконечности, либо до  чего-то, что мы признаем базовым договорным основанием или аксиомой.

Но аксиома - это основание, принятое на договорной основе, то есть без доказательств. Как правило это нечто, кажущееся исследователю самоочевидным и не требующим доказательств.

То  есть любое доказательство по сути основано на произвольном и  субъективном чувстве очевидности, а не на истинной доказанности.



Таким образом мы видим что доказательства как таковые невозможны методологически,  ибо они проваливаются в дурную бесконечность цепи доказательств, у  которой нет начала, либо на произвольном шаге доверия неким постулатам,  принятым без доказательств. Но этот произвольный шаг доверия мы  никак не можем сделать общеобязательным и всякий полемист, решивший нам  возражать, будет в своем праве не разделять нашего основания и не  принимать на веру никаких постулатов.

Итак, мы "доказали" что мыслим без оснований и доказательств.

Как же тогда устроено наше мышление и даже наша жизнь?

А  вот так и устроено мышление и жизнь - они бездоказательны. Мы просто  имеем набор убеждений и принципов, у которых нет оснований. Прелесть  нашего положения в том, что мы не осознаем это отсутствие оснований, оно  для нас как забытый сон, намекнувший на что-то важное, но утонувший в  суете утренних впечатлений.

Фактически мы мыслим и живем за счет  неосознанности. И как во сне творим свои верования, свои объяснения  вселенной и мироустройству, хотя не имеем на это никакого  гносеологического права.

Наши убеждения строятся на массовой  интерпретации повседневного опыта, распространенной в социуме. Ещё в  детском, неосознанном состоянии мы впитываем в себя окружающую мифологию  и адаптируем под неё опыт обыденной жизни.

А о том, что у этой мифологии нет никакого основания, кроме традиции - мы не задумываемся.

И  у одной мифологии нет никакого познавательного преимущества перед  другой. С точки зрения доказательности верования австралийских  аборигенов ни чуть не менее убедительны, чем верования московского  профессора философии. Точнее - они все бездоказательны.

И вытесняет одна мифология другую не за счет истинности и доказанности, а за счет удобства в практической жизни.

Но ведь удобство - это не доказательство!

Поэтому, когда  в разгаре полемики вы требуете от оппонента доказательств его  мировоззренческих верований - опомнитесь, вы требуете невозможного!

В  этом секрет того, почему сегодня параллельно существуют тысячи  мировоззрений на одной территории. В одной очереди в магазине могут  стоять православный фундаменталист, кришнаит, бытовой материалист,  работник культуры, начитавшийся «Рерихов» и мусульманин-шиит.

И  вы ничего с этим не можете поделать, потому что «какие ваши  доказательства?» - как спрашивал Арнольд Шварцнеггер в каком-то из  фильмов.

доказательства, основания, критическая философия, гносеология, философия, теория познания, скептицизм, аксиомы

Previous post Next post
Up