День 4. Замок Хоэншвангау

Sep 10, 2018 16:39

После того, как я посетила замок Нойшванштайн и узнала историю последнего баварского короля Людвига II, я не могла успокоиться, пока не прочитала про Людвига всю имеющуюся на русском языке литературу. Среди них особенно выделяются следующие работы:
1. Мария Кирилловна Залеская. Людвиг II.
2. Мария Кирилловна Залеская. Замки баварского короля.
3. Мария Кирилловна Залеская. Вагнер (серия ЖЗЛ).
4. Александр Медведев. Тимур Новиков. Белый лебедь. Король Людвиг II.
5. Юлиус Дезинг. Королевский замок Нойшванштайн. Описание замка. История строительства. Саги.
6. Павел Иванович Ковалевский. Людвиг, король Баварский.
7. Юлия Андреева. Король Лебедь.

Это очень качественные работы, дающие правдивое, объективное и обоснованное представление о судьбе Людвига. Я не жалею, что не была в замке Херренкемзее, являющемся копией версального дворца, потому что в нем Людвиг никогда не жил. Мария Залесская пишет, что в этом замке чувствуется угнетенность. Денег на строительные материалы не хватало, поэтому использовались дешевые. Половина замка так и застыла, словно до сих пор проводится ремонт, который никогда не закончится. Действительно, очень грустно. В замке Нойшванштайн Людвиг прожил в общей сложности чуть более 100 дней.
Однако началось все с замка Хоэншвангау, с замка, в котором Людвиг провел свое детство и который до последнего оставался у меня белым пятном.
Ведь для того, чтобы понять, что так повлияло на романтическую натуру Людвига, почему стены замка Нойшванштайн были расписаны именно так, нужно побывать в замке Хоэншвангау.



Но обо всем по порядку. Билеты в замок мы бронировали заранее. Выкупать их нужно не позднее, чем за полтора часа. Замок открывает свои двери в 9.00. Мы забронировали билет на 9.15. Следовательно, выкупить билеты нужно не позднее 7. 35. В 7.20 с вокзала Фюссена отходят автобусы, идущие в сторону Хоэншвангау. За пару минут до этого из Мюнхена приходит поезд. Все несутся, чтобы успеть на автобус, но это лишнее. Здесь все рассчитано, всех дожидаются. Через 7 минут автобус приезжает к замкам. Далее все несутся в гору в сторону касс. Кассы для забронировавших билеты заранее находятся отдельно, и они пусты.


А вот кассы "для простых".


Поднимаемся к замку. Ворота на территорию замка открываются в 8.30. До этого люди стоят просто на лестнице в ожидании.


Двухэтажный флигель. Вдали виден Нойшванштайн.




Некогда, еще в XII веке здесь стояла крепость рыцарей династий Вельфов и Гогенштауфенов. Отец Людвига, Максимилиан II, еще будучи кронпринцем, посетив земли Фюссена, был очарован руинами крепости, расположенными на холме в окружении двух альпийских озер. Он выкупил земли с крепостью за весьма умеренную цену и приступил к её восстановлению. Некоторые помещения еще можно было отреставрировать, а остальную часть пришлось снести. Разработка проекта была поручена архитектору Доменико Ковальо, который и построил замок в неоготическом стиле.








Спустя всего 6 лет новое здание было завершено и готово принять хозяев. Взорам предстал красивый замок со множеством балкончиков и окон, выполненный из бежевого песчаника.






Примечательно, что во времена правления Максимилиана II во дворце жили только король со своей супругой, детям отводился двухэтажный флигель. Людвиг II смог перебраться в главный корпус только после смерти отца.
Флигель.




На территории замка есть несколько примечательных фонтанов. Между замком и флигелем расположен фонтан Марии.




При входе в замок вас встречает чугунный фонтан в виде черного лебедя.


Крышу самого замка венчает огромный белоснежный лебедь. И это неудивительно, ведь «Хоэншвангау» дословно означает «Высокий лебединый край».


Также здесь есть еще один милый фонтан «Мужичок с гусями» или «Гусиный пастушок». Этот фонтан - копия "Гусиного пастушка", оригинал которого находится недалеко от ратуши в Нюрнберге. Нюрнбергский фонтан считается самой известной немецкой бронзовой скульптурой эпохи Ренессанса. Копию заказал для замка сын Максимилиана II, баварский король Людвиг II. Ему очень нравился город Нюрнберг, он часто там бывал и поэтому заказал подобный фонтан.


Напротив «Гусиного пастушка» находится «Львиный фонтан», являющийся копией львиного фонтана во дворце Альгамбра, что в испанском городе Гранада.






Корона из лебедей.




Окончательное оформление внутренних интерьеров замка проходило под руководством австрийского художника Морица фон Швинда (Moritz Ludwig von Schwind). В качестве мотивов для оформления замка использовались исторические сюжеты, древние мифы и легенды - о королях и императорах, рыцарях и викингах, героях "Песни о Нибелунгах". Именно все эти образы и идеи в детстве окружали Людвига II и оказали влияние на формировании его личности, получили развитие уже в его собственном замке Нойшванштайн.




В точно назначенное время группу из нескольких человек пропускают внутрь. В зависимости от вашей языковой принадлежности вам выдают аудиогид. Фотографировать в замке запрещено. Но замок Нойшванштайн настолько покорил меня своими росписями, что я не могла на этот раз успустить росписи и интерьеры Хоэшвангау!
Главным репрезентативным помещением является Рыцарский зал (Rittersaal). Зал украшен росписью по сагам "Песнь о нибелунгах" и о викингах.










Бюст Людвига II.


Спальня королевы Марии Фридерики Прусской (Marie Friederike von Preußen) находилась в "Восточной комнате" (Orientzimmer), оформление которой напоминало о путешествии Максимилиана в Грецию и Турцию в 1832-1833 годах.




В рабочем кабинете королевы (зале Берты) или "Комнате Бертрады" (Berchtazimmer) стены украшены узорами в виде вьющихся растений и картинами, рассказывающими о рождении будущего императора Священной Римской империи Карла Великого - сына первого короля из династии Каролингов Пипина III Короткого и Бертрады. Согласно легенде, Карл родился на мельнице в баварском местечке Гаутинг (Gauting).






Спальня короля - "Зал Тассо" (Tassozimmer) - расписана на тему «Ринальдо и Армида» - паре влюбленных из итальянской эпической поэмы одного из крупнейших итальянских поэтов XVI века Торквато Тассо "Освобожденный Иерусалим" (1544-1595).




Над неприметной потайной дверцей видим композицию "Ринальдо и Армида". Пристально вглядывается Ринальдо в глаза возлюбленной, видя в них свое собственное отражение. Перед нею - большое зеркало. Каждый зрит свой собственный образ в момент любовного экстаза - он пылает страстью ("он рабством горд"), она - иронична ("она - гордится властью"). Два воина взирают на происходящее, укрывшись за колоннами дворца Армиды.


С балкона этой комнаты король Людвиг II мог наблюдать в подзорную трубу за продвижением строительных работ в замке Нойшванштайн.


Зал Лебединого рыцаря. Примечательно, что эта роспись на тему "Лоэнгрин" была сделана намного раньше, чем Р. Вагнер поставил по этой повести свою оперу.










Бюсты принцев: Людвига и Отто.


Лебединая люстра.




Одно время в замке гостил Вагнер. Разместили его по-королевски.


В Комнате Гогенштауфена, получившей название в честь династии королей Южной Германии и императоров Священной Римской империи, тесно связанной с Виттельсбахами, находится пианино, на котором Вагнер исполнял свои произведения для Людвига II.


Кресло с подставкой для книг, которую можно приближать или отодвигать.


Во всем замке обращает на себя внимание, прямо таки бросается в глаза, лебединая тема. Здесь мы тоже видим тиснение на кожаных элементах кресла в виде лебедей, резьба, лебединые фигурки, лебединое перо... На подставке инкрустированный бараний рог венчает собор.




Из всех трех замков, Хоэншвангау самый обжитой, это живой замок, и в нем чувствуется История и присутствие Времени.
Глядя на романтическую роспись стен, великолепные и сказочные окрестности, душа любого человека наполнится возвышенным. Что же говорить про душу короля, начитанного, умного и утонченного! Мне вполне ясно желание Людвига абстрагироваться от шумного Мюнхена, дворцовых интриг, льстивых речей, перешептывающихся придворных и уединиться в баварских Альпах. Любой, кто поживет здесь, подобно нам, несколько дней, уже никогда не захочет жить в другом месте!

Бавария, Германия

Previous post Next post
Up