День 3. Достопримечательности Фюссена: Монастырь Св. Манга

Sep 07, 2018 15:55


"Скрипки не делают. Делают бочки и скамейки. А скрипки, как хлеб, виноград и детей, рождают и взращивают".
Аркадий Вайнер, Георгий Вайнер. Визит к Минотавру
Монастырь Св. Манга (или Магнуса) представляет собой комплекс из нескольких строений, возведенных в разное время. В настоящее время это единый ансамбль, представленный барочным стилем (на фото ниже замка).



Расположен монастырь на берегу реки Лех.


Основание монастыря восходит к отшельнику Магнусу. К нему сразу примкнуло несколько последователей. Поскольку это были земли, принадлежавшие епископам аугсбургским, последние разрешили общине основать здесь монастырь, а Магнус стал его первым настоятелем.




Самое старое строение в монастыре - это романская базилика Св. Анны, построенная в 9 веке. Ее нельзя увидеть отдельно со стороны, она как бы вписана в общий ансамбль. Более того, ее исторический фундамент (равно как и некоторых других прилегающих с ней строений) находится гораздо ниже уровня остального комплекса. Поэтому, после проведенных раскопок, здесь проложили навесные дорожки, чтобы было удобнее и безопаснее для древних строений рассматривать их фундамент, а также часть сохранившихся фресок.


Часовня Св. Анны. Наверху справа видны балконы. По мере того, как вы гуляете по монастырю, вы выходите на один из них.


И тогда вам выпадает возможность лицезреть часовню уже с другого ракурса.


Самый знаменитый предмет здесь - Füssener Totentanz, то есть «Фюссенская Пляска смерти», серия из 20 росписей на этот традиционный церковный сюжет, написанная в 1602 году.  В 1600 году монастырь заказал художнику Якобу Хибелеру (Jakob Hiebeler) изобразить «Танец смерти». Этот сюжет, получивший широкое распространение в средневековой Европе особенно во времена эпидемий чумы (XIV в.), изображает триумф смерти над жизнью, победу Вечности над бренным и бессмысленным существованием на земле. Смерть предлагает всем: «Скажешь «да», скажешь «нет», будешь танцевать». И танцует в строго заданной протоколом последовательности.


Персоны изображены согласно земной иерархии: во главе - Папа Римский и Император, потом следуют епископ, князь, княгиня, настоятель церкви, благородная дева, священник, чиновник, доктор, купец, ремесленник, владелец пивной, крестьянин, ведьма, игрок, девственница, ребенок. Замыкает танцевальную процессию сцена танца с Художником. Следуя этой иерархии и поверьям, в год окончания работы над картинами мастер должен был уйти в мир иной за своим героем. Он даже сделал подпись: «Я нарисовал танец смерти, и тоже должен был его танцевать, я отдан этому танцу». Однако известно, что художник был жив и здоров еще лет двадцать.


Наряду с Фюссенской пляской смерти известны картины на аналогичную тему, находящиеся в Таллине, Базеле, Любеке, Люцерне и Пизе.




Монастырский комплекс огромен. Как и в замке, внутренние помещения монастыря хорошр сохранились.
Трапезная. Из трапезной в потолке видно помещение Библиотеки - очередной жемчужины монастыря.








Сама Библиотека. Библиотечное здание и трапезную создавали между 1652 и 1717 гг. Они тоже барочные, библиотека прикрыта причудливым куполом, а потолки и стены украшены росписями в стиле барокко, которые очень хорошо сохранились.












Зал капитула (высшего собрания духовенства).




Фестивальный зал - огромное, богато украшенное помещение с фресками, на которых изображены области науки, которым обучались в монастырской библиотеке: астрономия, метеорология, география, история, иностранные языки.




Фрагмент фрески.


Другие помещения монастыря.




В 18 веке в Европе тяжёлой проблемой для папства было распространение идей, утверждающих ведущую роль государства в политической жизни в таких католических странах, как Франция и Австрия. Распространению таких идей способствовал император Иосиф II, монарх Австрии. Он считал себя ответственным за судьбу католицизма на территории своего государства и совершенно не прислушивался к мнению апостольской столицы. Пий VI решил лично поехать в Вену, чтобы поднять там авторитет епископа римского. На своем пути в Вену 6 мая Папа Пий VI ночевал в стенах монастыря Фюссена и уехал на следующее утро. Чтобы посмотреть на Папу в Фюссен со всех окрестностей стекалось огромное количество людей, которых с большого балкона затем благословлял Папа.
Папская комната.


Также монастырь Фюссена знаменит своим Музеем музыкальных инструментов. Издревле Фюссен славился своими мастерами по изготовлению музыкальных инструментов: скрипок, виолончелей и других. Эти удивительные музыкальные инструменты можно не только воочию увидеть, но и с помощью интерактивной панели услышать звуки древних инструментов.
Здесь мое внимание приковал кофр для инструмента.




Здесь можно послушать, как звучали инструменты фюссенских мастеров.

image Click to view













Но не только сами инструменты можно увидеть в музее. Здесь можно проследить за всем процессом их рождения. Струны инструментов делали из жил животных.


На этом стенде можно видеть из каких растений добывались ингредиенты для лака.




Вот, к примеру, сколько было необходимо совместить ингредиентов, чтобы получить лак.






В Фюссене изготавливали даже органы!


Также в Музее можно увидеть пример жилой комнаты того времени. Здесь комната была целиком разобрана из дома и затем собрана в стенах музея.








Под потолком по всему периметру комнаты видны написи - молитвы, призванные отогнать злых духов.


Рассказ о монастыре был бы неполным без упоминания о базилике.
Большой монастырский комплекс начинался с маленькой церкви. В XI веке епископ Аугсбургский приказал заменить её романской трёхнефной базиликой. Базилика имела две апсиды с восточной и западной стороны. В конце XII столетия к ней пристроили высокую прямоугольную башню.




Нетленные мощи святого Магнуса (тонкий фрагмент грудной кости) хранятся в крипте монастырской церкви под главным алтарём в прозрачном кресте. Там находятся и другие ценные реликвии: крест, потир и посох святого. В момент моего посещения базилики, прозрачный крест висел в алтарной части.






Лестница, ведущая в крипту.






image Click to view





Вид из бенедиктинского аббатства Фюссена на доминиканский монастырь.






На изучение замка и монастыря у нас ушел целый день! Несомненно, приехав в город на 1 день, вы успеете пробежаться по его улочкам и посетить музей. Но чтобы насладиться атмосферой города, прочувствовать его историю, прикоснуться к ней, услышать ее голос, нужно гораздо больше времени.

Бавария, Фюссен, Германия

Previous post Next post
Up