Дания и ее трехсотлетние газоны человечности.

Jun 19, 2019 11:12

Зашла написать про ирунделевый учебный год. Он заканчивается, завтра последний день и мы улетаем в Москву на курс БДА (не спрашивайте пока, ничего про них не знаю, едем по рекомендации умных людей, но личного опыта никакого), а потом в Минск, к папе на каникулы и бабушке на юбилей. А вот вчера было годовое итоговое собрание коллектива и родителей по Ирише, год подвели, и на следующий напланировали.

Учителей и спецов школы было человек 7, 2 - из класса, 4 специальных педагога (психолог, логопед, и еще 2 кого я не могу перевести на русский) и директор. Он может и не директор называется, но когда он представлялся он сказал: ну... я тут главный :) Нам космически повезло, что тут в Копене нашлась мне с Иришей опора и поддержка и подруга и "легкость жизни" Настя, которая в курсе темы аутизма и 100 лет в Дании, и она каждый раз приходит переводчиком, и наконец наше общение со школами стало легким в обе стороны. Настя и переводит легко и тему знает, и особенности поведения мне подсказывает, она датчан хорошо понимает, их стиль мышления и привычки и вовремя мне советует где что можно уточнить, а где уже не наседать :) Настя, если ты читаешь - огромное тебе спасибо!

Так вот по Ире. Они ее комплексно тестировали, что-то там натестировали, где-то до обидного низко, где-то так как я ее вижу. Но в целом я довольна. У Ириши удивительные успехи по датскому. Я - если честно - вполне предполагала что ее языком тут останется английский и может придется вернуться в большой степени к альтернативной коммуникации, она безбарьерная и безязыковая. Но вот на сегодняшний момент я признаю, что Ира понимает датский лучше меня, словарный запас ее шире, бытовые фразы и слова - она просто знает. Хотя конечно она не почитает как я умный текст со словарем. Но вот с учителем ее - мне надо переходить на английский, а они справляются датским. В этой новой школе никто ей на английский не переводил и вот за 4 неполных месяца она сдала тест на понимание речи и слов на датском - на 5-6 лет, а на произнесение/говорение - на 3-4 года. Это - еще раз - на датском. Я очень довольна. Я тут не так давно заходила на их плавание, и забирала ее из душа от Элин (в этот день Элин была ее тьютором, они меняются в разные дни). И Ира мне говорит: мама, подозьди меня, дай полотенце. И тут же поворачивается к Элин и на датском: Hvor mange balloner kan jeg... (во мане балоне кэ я? сколько шариков я могу получить за это?) То есть она торопится ко мне и торгуется с Элин сколько ей шариков перепадет за какое-то там предыдущее задание? Так что они отметили что не ожидали что она так быстро будет набирать язык, ну а я поверила что она сможет однажды построить фразу на датском. Из плохого - АБА им все же слабо известна, и они Ирку мотивировать толком не умеют - ну узкие спецы так точно не умеют, те кто в классе (эти лучше умеют) говорят что она строит фразу из 2 слов, те кто спецы (логопеды, дефектологи) -те уверены что она может сказать 1 слово. Знает слов много, но употребляет по одному. И они были в большом воодушевлении, когда я им рассказала что по-русски она говорит полной фразой. Ну иначе мы ее просьбу или ответ не принимаем. Если она протягивает ногу мне и говорит "ботинок" - я даже и глазом не поведу. Чтобы я помогла его застегнуть надо выполнить ритуал:
1.Мама! (обращение к кому-то конкретному обязательно)
после того как я подняла глаза,встретила ее глаза/или сказала: что доченька? - она может задавать вопрос или формулировать просьбу
2. Помоги мне застегнуть ботинок.
И она это говорит исправно. А с Родионом все еще строже - он требует "пожалуйста", указания какой ботинок, а бывает еще и причину добивается. И она ему отвечает (левый, патаму сьто тьюдно застегивается).
А в школе она протягивает ботинок и говорит: Sko! и ботинок застегнут. Ну ежу понятно, что она разговаривает только отрывочными указаниями в школе :) короткими точными командами. Раз проходит барская версия, то так и делает.

Но после моего рассказа и подтверждения Насти что она слышала как Ира говорит предложениями по-русски, наш педколлектив застрочил в книжечки, сказали что они по-датски тоже так хотят. Надеюсь, будут идти с пониманием, что Ира может и не отдельными словами.

Еще по речи наметили делать упражнения на дыхание, на силу и высоту звука и так далее.

Выступила психолог - ну тут была конечно совсем беда, она такая типичная постсоветская психолог, сказала что Ира быстро теряет фокус и решает тесты на буквальном уровне, а на абстрактном - уже нет. И поэтому она ее оценила на 4 года. Ну не суммарно, где-то на 9, а где-то на 4. Я уточнила, что именно они делали и оказалось, что например когда курица и цыпленок нарисованы красиво и желтым - то Ира легко соединяет пары. А если без цвета - то уже хуже и если контуром - то уже не понимает. Но это было настолько не про нашу Иру, а про образ диагноза в голове у психолога, что я даже не стала спорить и расстраиваться. И говорить, что просто это надо было начать с контуров - и тогда бы Ира заскучала делать одинаковый тест как раз на раскрашенных курицах, и оказалось бы что она хорошо понимает абстракцию и тупит на конкретике:) А правда этого результата в том, что Ира не делает тесты про куриц три раза подряд:)) Но да бог с ними, 4 года так 4 года:) Надо же им от чего-то отталкиваться. Тем более что надо отдать им должное, эти тесты они проводят не для перевода Иры в то или иное подразделение умных или глупых (ну пока по крайней мере), они типа подбирают для нее задачи и путь развития. Ну ок, бедная Ира будет вынуждена в следующем году поучить контурных куриц и лошадей, но поскольку она учит это на датском, я искренне рада что она учит язык, это более чем хорошо. Пусть терпит! В белорусской школе она бы делала это же на русском. И ничего.

А теперь прекрасное. В след году Ире добавят 1 урок верховой езды в неделю. То есть одна из ее физкультур в неделе будет на лошади. Бассейн остается в среду, а в понедельник будет лошадь. Потому что: "мы попробовали, Ире очень нравится, она в восторге, она хорошо идет на контакт и эрготерапевт сказал что ей очень полезно для осанки". Слушайте, я бы тоже была в восторге. Ну я в нем и есть.
Потому что еще на след год эрготерапевт будет пробовать научить ее на велике трехколесном (это не уроки, это на переменах), еще эрготерапевт будет пробовать для нее специальную обувь, удерживающую лодыжку - вдруг она станет меньше падать при стабильном суставе, или еще стул! Стул у Иры до сих пор не такой как ей надо для осанки - они будут его менять/заказывать где-то еще.
Вот такой план у эрготерапевта. Эээ. Норм план.

Бассейн - от себя расскажу волшебное об этом социуме и школе. Бассейн находится в 20 минутах ходьбы от школы и дети ходят с учителем пешком. И в ту сторону Ира ходит хорошо, а обратно, после бассейна, она устает и идет плохо, медленно, ноет и садится отдохнуть. Так они выписали ей с тьютором беговую коляску, и Мариана или Элин переобуваются в кроссовочки и с Иркой в коляске пробегаются до бассейна и обратно. Иногда Ира в ту сторону сама бежит и толкает коляску. А только в обратную ее подвозит тьютор. И это оперативное школьное решение. Мы увидели его готовым. Никто совета не собирал.

В классе есть такой... перекус фруктами. Он импровизированный, его в бюджете школы нет, но дети набегавшись любят перекусить, и учителя покупают, и родители сдают по 100 крон в месяц (это очень скромные деньги) на фрукты. Так вот Иру подкармливают все эти полгода просто так, подобрали что она хорошо ест морковку и яблоки, уточнили у меня что ей еще можно и сказали что со след года будут уже и с нас брать 100 крон. :)) Я за.

Будут делать ей альбом с социальной историей, а то она по-датски не рассказывает сколько ей лет и где она живет. Сказали будут заполнять этот пробел.

Они используют визуальное расписание, но пока сильно помогают Ирине его составлять и двигаться по нему, мы поделились что дома мы не помогаем ей руками, а только голосом. Юлиана и Наташа, они делают ваши "3 коробки"! Но прибирают за Ирой пока сами. Послушали, что мы за ней коробки не убираем, взяли на карандаш, что можно урезать степень помощи этой наглой девочке с огромными просящими глазами.

Ну вот как-то так. Мой вывод: они очень продвинуты и очень просты одновременно :)) Они ригидны, и если уперлись что АБА им не надо - то и все. И логопеда не перелогопедишь (контуры, 4 года - досвидос). При этом практики - кто в классе - отлично подстраиваются и мотивируют (и они кстати хором сказали, что Ира отлично держит фокус внимания, занимается долго, если ее переключать и адекватно мотивировать - она очень очень долго и серьезно занимается, и по их оценкам есть области, где Ирина почти в своей возрастной вилке). Но при этом общий градус отношения и материальная и человеческая поддержка на ТАКОМ уровне, что их ригидность и медленность все равно воспринимается как благо/счастье/забота/развитие для ребенка. Лoшадка ей видишь ли понравилась! Беленькая! Посоветовались и вводим урок верховой езды. Капец. Муж сказал: я в следующей жизни рожусь аутистом в Дании, только бы взяли.

Когда мы ездили в Америку и жили у одной изумительной волонтерской семьи (раввина кстати), то перед домом у них был совершенно странный газон. Такой плотный как дорогой шерстяной ковер, идешь и пружинит нога, и потрясающее ощущение - трава одновременно мягкая, но при этом держит вес человека, ее так много и она такая плотная, что мягкость с твердостью находятся в удивительном балансе. Я тогда спрашивала хозяйку: что это за сорт травы такой? А она говорит: это не сорт, это просто более чем 100-летний газон, он за много поколений хозяев уплотнялся, подрастал, по травинке, но 100 лет. И стал вот такого качества.
Так вот этот газон - он про датское общество и датскую инклюзию. У них просто за много-много лет теплого и открытого отношения друг к другу - повырастали все необходимые травинки. И никакого особого качества тут в отдельном человеке нет (люди как люди) - а все вместе они создают такой вот плотный шикарный ковер. Поддерживает.

Ира на прогулке по парку врывается в компанию мальчишек и отцов, играющих в футбол, сначала встраивается в игру, а потом перехватывает мяч и выносит его с поля. Пока мы подоспеваем- дети уже несколько минут стоят без мяча и не играют. Никто - ни взрослые ни дети - в этом месте не заругались и даже лица простые, без осуждения и недовольства. Возвращаем мяч - в ответ широкая улыбка и три фразы: "Хай!" "Так" (это спасибо за мячик) и "Так фо и дэй" (это аналог "пока" в данном случае, дословно "спасибо за день" - употребляется как прощальная фраза). Ну что ты скажешь. Качество газона.

Ну вот. А еще тут воздух и возможность метнуться на великах вечерком перед сном искупнуться на побережье - это конечно дорогого стоит.




Солнца уже нет, это 9 вечера, после моря девочки закутаны и запакованы под чехол в велосипедную кабину, потому что еще 20 минут по ветру на велике - это надо укутывать. Но при этом это тоже море и тоже купание. Хоть и не итальянское конечно :))

Ну вроде все. Вот так неплохо заканчивается учебный год. Спасибо этой стране, газоны человечности у нее шикарные. Трехсотлетние похоже.

школа, жизнь, Иришка, датская школа, Дания, инклюзия

Previous post Next post
Up