2 месяца - полет нормальный! И некоторые детали.

Apr 27, 2018 06:37

Ровно 2 месяца и один день как я пересекла границу Дании. Ровно 2 месяца мы в новой жизни.
Все нормально. Просто некогда писать. Когда берешь шанс на еще одну новую жизнь - поначалу много забот :)

Отчитаюсь скоренько. Нам уже дали вид на жительство. Мне, Ире, Наде и Родиону. Илонку мы не подавали - она уже строит свою семью и она решила дома пока остаться. Остальным всем дали. Про Родиона я до последнего не верила что дадут, подали ну просто из соображений "ну попробуем", миграционная служба принимала его документы ровно с такими же словами: ну попробуем. Но в итоге дали. Вот совсем недавно, но уже есть регистрационные номера, а значит страховка, школа, медицина - ну в общем можно жить и учиться легально.

Мы с Родионом записались на курсы датского. Я - не знаю зачем они мне, я пока не собираюсь как-то плотно ассимилироваться в местный социум, ну разве что для развития собственного мозга. Ну а там глядишь - может и пригодится. Хотя у меня большие сомнения, что я буду этот датский заканчивать, при том что начинать буду точно.

Родион как раз настроен более решительно. Это вполне его социум. Мне вообще кажется, что вся эта история самый широкий разворот дает для Родиона - но посмотрим, чего забегать вперед. Он продолжает учиться в белорусском Педе, вот купили очередной билет в Минск, полетит сессию сдавать в мае. Но прицел такой, что после сессии возвращается и вгрызается в местный язык. И будет поступать тут.

И Родион и Надя, оба они освоили велосипеды - приятно посмотреть. Я немного завидую тут- я плохо катаюсь на велике, умею, но той виртуозности которая есть у детей - у всех тутошних моих детей - у меня уже никогда не будет. Но все равно буду пересаживаться с машины на велик. Видимо на велик с корзинкой для младших девочек - но буду.

Надя ходит в школу. Она вообще совершенно как датская девочка выглядит. Оч хорошо и в школу влилась и в местную компанию подростков. Ее завуч написала нам благодарное письмо, типа ваша Надя и активная и способная, радость иметь ее в своем классе. Как-то так. И поскольку она активная и толковая - то ей начали давать домашние задания. Выделяют отдельного учителя по датскому, несколько раз в неделю, и домашку дают. А последнее время - много домашки. Вот про это давайте детально.

До этого было у меня несколько разговоров про школу с местными или теми кто давно тут живет и ото всех общий месседж такой: в школе тут детей не ругают и не гоняют, будут по головке гладить хоть всю школу, а потом с улыбкой и поздравлениями выдадут аттестат с тройками. "Наши" - русскоязычные родители - немного обижаются, что с детей нету спроса и они распускаются и не учатся. Говорят, на вопрос "а чего мы детей не стимулируем, не заставляем, не мотивируем учиться" - распространенный ответ "а в Дании очень нужны не только профессора, но и пекари и столяры - это тоже очень уважаемые профессии".
Ну и Надя это же подтверждает: дети, которые учатся "плохо" - не страдают особо, никто их не гоняет, не ругает, родителям писем не пишут и в школу вызывают если уже реб школу взорвал или водки напился, если просто за отметки - нет, не вызывают и не стыдят. А вот если ребенок учится усердно - то ему дают домашку, а если ребенок хорошие результаты показывает - то ему дают еще доп учителя и доп домашку. Вот ровно наоборот от нашего. Дополнительные занятия - не тому кто отстает, а тому кто очевидно скучает и может больше. И я смотрю на Надю - которая уже читает книгу на датском (ей выдали и она сдает по несколько страниц каждый день в школе), жалуется что ей много задают, а Виктору вообще ни словечка не говорят про его датский, хотя он уже почти год как приехал в Данию (из Бразилии), но уже Надя помогает ему с работами в классе - и понимаю как же это верно! Не тянуть всех силой под один уровень. Вынимая мозг родителям и вколачивая в детей комплексы. А с достоинством учить каждого на уровне его запроса и возможностей. Виктор, кстати - прекрасный парень, носится с этой же Надей в футбол, играет на пианино, отлично они общаются, без комплексов и ярлыков. Но ему не интересно учить датский (да и вообще учиться), нет запроса - вот он и учит полгода алфавит... А Надежда загорелась, хочет слиться с толпой местных - у нее тетрадки исписаны, ксерокопии заданий почерканы и художественная книжка на датском с собой... И вечером стонет - но переводит.

Попробовали ее определить в международную школу, чтобы со следующего года училась на английском - она в крик. Не хочет уходить в другой класс, очень уж скорешковалась с этим классом. Утром в школу несется с радостью, по выходным куда-то в город они ездят или на школьном дворе собираются: на великах по велодрому, баскетбол-волейбол. Юность! Я ездила в Минск по работе, Иришу-то я взять не могла, хотя она и хотела - на нее документы не были готовы, а вот Надю могла и предлагала ей поехать со мной на неделю. Она отказалась, на мое: ты что не хочешь увидеть своих одноклассников, ребят по секции - она ответила: нууу, вот летом приеду и увижу, а пока мне учиться надо, у меня тут уже компания, некогда мне сейчас в Минск.
То с какой скоростью Надя осваивает язык и с какой легкостью встроилась даже в дурацкую датскую погоду, а не то что в людей и привычки - дает нам повод для шуток, что она в прошлой реинкарнации точно была датская принцесса, так ей все дается, да и внешность у нее местная. Вот просто местная.

Иришка. Вот по этой конечно масса заковык, в школу она не ходит до сих пор, хотя все мои местные подруги говорят, что это я много уж хочу, что на 2 месяца и так хороший темп, хотя бы по документам и той стадии до которой мы продвинулись по Иришке. Но вот похвастаться хоть каким-то устройством в социум ее - не могу.

Что по Ирине. Еще до получения CPR (это этот регистрационный номер, который дает право на школу, доктора и прочие социальные штуки) мы запросили местную комунну (ну - это аналог исполкома) что мол с Ириной? Куда нам? Кто бы ее взял?
И довольно быстро к нам пришла женщина, толковая, с английским и большим опытом работы за рубежом (в Америке, в Бельгии) на предмет поговорить что мы хотим и что за девочка у нас такая. Впечатления о ней и о том визите:
1 - она довольно четко сформулировала, что в части инклюзии Дания сильно западает. Ну то есть нет ее тут - настоящей инклюзии. Учителя в школах не владеют даже базовыми навыками работы с особыми детьми, школа хорошо подхватывает уровень "языковой" инклюзии - ну вот как с Надей и другими мигрантами, все прекрасно с толерантностью-принятием-всяческой помощью, но в отдельных отведенных для этого местах - спецшколах разного типа и направленности, государственных и частных, но отдельных.
Я ей рассказала про состояние дел в РБ - она говорит: у нас ровно так же. Только у нас еще хуже все, потому что вы хотя бы понимаете и признаете, что у вас тут отставание, и на уровне учителей какое-то движение есть и на уровне властей. А мы искренне полагаем, что мы и так крутые и все у нас тут хорошо. Поэтому шансы на прогресс инклюзии в РБ больше чем в Дании в ближайшее время.
2 - отсутствие инклюзии в школах не слишком травмирует местных родителей особенных детей поскольку уровень спецшкол реально неплохой. Ну то есть мы в РБ рвемся в общие школы - потому что это хоть в какой-то части публичные и открытые места для детей, и изменения легче запустить в общеобразовательной школе нежели в специализированной. Раз уж мы понимаем что нужны изменения - то легче разом делать на правильном уровне и сразу хорошо.
А им тут особо в голову не приходит что-то менять - ну потому что "их и так неплохо кормят". Мне знакомая присылала видео с концерта спецшколы для детей с аутизмом - ну милота! С ребятами много занимаются, учат социальным вещам, адаптируют к дальнейшей жизни - для семьи, для мамы это очень хорошее подспорье. Детей вовлекают в разные общие активности, есть функция "передержки" - простите уж за сленг, ребенка с особенностями развития раз в неделю может забирать волонтерская семья - на поболтаться, переночевать, дать маме сменить обстановку. Если не хочешь - не заставляют, но ты всегда можешь воспользоваться. Этой и многими другими возможностями. Так что мы (постсоветские страны) тут с одной стороны в худшей ситуации, но с другой стороны в большем потенциале на развитие.
3 - при том, что я рассказала про отсутствие инклюзии для особенных детей в целом в Дании - наша конкретная куратор провела несколько часов в искреннем обсуждении как бы так нам извернуться и устроить для Ирины хотя бы аналог инклюзии - раз уж у нас такой опыт был в РБ и раз уж у нас такой запрос. Она ни разу не скатилась до позиции: у нас так и честь имею! не хотите - не берите, кто под вас тут будет прогибаться! Вот при том, что я же понимаю кто мы ей такие - "понаехали эмигранты и еще хотят спец подхода", то она ни разу в эту понтоватую позицию не скатилась. Обсуждали может лучше пойти в частную школу на английском, а комунну попросить оплачивать тьютора? Или лучше в вальдорфскую ветку школ пойти - это тоже частно и платно, но довольно бюджетно, при условии, что новая родина оплачивает сопровождение - то мы бы тут справились финансово. А в нашем районе есть такая-то школа, а вот в соседнем может для Ирины лучшая - давайте подумаем как обосновать для комунны чтобы они заплатили в соседний район за девочку...
В общем, при том, что готового решения мы не нашли и вроде как печаль такая - нет инклюзии, общее послевкусие от общения с системой образования у меня оч неплохое, она узнала наши запросы и интересы и вместе с нами думала как нам уговорить комунну, прорваться в школу, убедить комунну, выбить финансирование из комунны на такой странный и нетривиальный случай. Хотя - внимание! - ее к нам прислала комунна. И при этом она сидела и на листике чертила с нами стрелочки и столбики, придумывая как защитить наши интересы, а не интересы комунны. Хочу дожить до времени, когда чиновник в Минске будет защищать ребенка, а не честь мундира. Сомнительную честь сомнительного мундира, но со словами: это мы все ради вашего ребенка! Наша эта датская чиновница ни разу не сказала, что она защищает ребенка или наши интересы перед Данией. Но это и говорить лишнее - по ходу движения мыслей и поступков видно.

По итогу изучения рынка мы пока хотим найти для Ириши частную школу для высокофункциональных аутистов, где бы ее прогресс мог продолжаться, где бы педагоги владели методами работы с проблемным поведением, хорошо бы с невысокой численностью детей и хорошо бы не оч далеко от дома. На ближайшие годы пока язык поднимет - такой запрос у меня сейчас.

После той встречи - а она была еще до получения CPR - к нам пришла домой еще компания спецов, на этот раз с переводчиком на русский, чтобы позаниматься с Ириной, потестировать ее. Пару слов про этот визит. С одной стороны это действительно профессионализм, такой какого мы хотим от своих белорусских дефектологов - никакого нажима, только через улыбки, игру, расположение ребенка. Ира при расставании не отпускала педагога и говорила: давай еще поиграем, хочу еще задание.
С другой стороны уровень предположений о иришиных возможностях при тестировании был низкий. И я тут конечно буксовала, не зная надавить мне на тетенек или уж терпеть вопросы уровня: покажи красную рыбку, посади куклу на стул. То есть это были вопросы на понимание речи, на распознавание простых инструкций. Я сначала подпсиховывала внутри, но потом успокоилась: ну откуда им знать какая Ирка, у нее же в документах (да и на лбу надо признать) написан синдром, а не ее выдающиеся достижения. Достижения открываются позже, в более глубоком общении, и то не всем, надо обладать терпением и открытостью, чтобы сначала предположить, а потом подтвердить интеллект в этой странной девочке.
И тут какой-то прогресс у нас тоже случился, правда на третьем часу тестирования-игры. Ира начала уже уворачиваться от "заданий" (ну сколько можно выполнять "положи ключи В коробку, положи банан НА коробку", Ира сколько могла развлеклась этой легкотней со странными новыми тетями, а потом забила на их задания). И тут мимо проходил "некто мистер Ручайский", а Иришка очень любит заниматься с ним, и она воскликнула: хочу Метаформы! И он принес коробку с этой игрой, кто не знает - там набор геометрических фигурок и зрительная инструкция как надо их расположить. И разные уровни сложности. И тот уровень на котором они сейчас играются предполагает не просто собрать по картинке, а часть информации скрыта, надо ее допонять, восстановить по обрывкам информации о фигурках-соседях. Ну например, непонятно куда ставить желтый треугольник на поле, но известно что у него сосед справа - синий квадрат, а слева - красный квадрат, а снизу он подпирается игровым полем. Ну понятнен уровень сложности? Абстракция, логика, внутренняя картинка... Это сильно отличается от уровня "положи ключи В коробку". И они отыграли партию, и еще чтобы переводчик не переводил он в какой-то момент перешел с русского на английский, и Ира никак не отреагировала на это, бровью не повела на смену языка, просто дальше играла. И стал очевиден и уровень ее мышления, и легкость понимания инструкций на английском. Ну вот это был первый прорыв. А потом букварь, который предварился вопросом: а что она буквы знает?? А я едва удержалась в рамках приличия и ответила просто "да", вместо: "да вы охренели - она читает уже давно!" Откуда им знать, что она читает, им профессиональный справочник о ней другую информацию выдает... Выяснили что она читает и по слогам и просто так. И немного на английском тоже.

В общем, следующим этапом визита была яркая жестикуляция и речь дефектолога (спичтерапист они ее зовут тут), она показывала низкий поклон родителям, которые вложили столько сил и добились таких результатов с ребенком. Переводчица заплакала. Она уже в возрасте женщина, она явно растрогалась, быстро вытерла нос и продолжила работу - но был очень тонкий момент и трепетный.
Ну вот, как-то так. Поскольку это уже шел третий час, "гости засиделась", то они уже пошли, сказали, что может еще придут еще пообщаться с Иришей и пройти их важный тест дальше. И одновременно думать как с ней быть. Ну вот так небыстро ни запрягают. Что может и неплохо, поскольку они все еще кажутся мне вдумчивыми и нешаблонными, но мне конечно хотелось побыстрее, а лучше вчера. Но уж терплю. Пытаюсь приноравливаться к их датской скорости. Тем более, что хватает одновременных вопросов по другим фронтам, и на все одновременно не разорвешься, мы же привыкаем разными членами двух ранее разных семей друг к другу, заводим новые отношения, связи, одновременно обустраиваем ранее пустой дом - то нам тут реально и так плотно с событиями. То уж иришкина школа ждет пока. Мы ее ищем, она нас ждет.

Ирка в школу просится сильно. И к папе в Минск тоже - скучает соловейка. Но при этом весело взвизгивает, когда Даниэль прибегает из школы и несется во двор на батут - и кубарем за ним. И обнимает младшую Алинку (часто принудительно) и говорит: я люблю Алинку, она хорошая! Алинка мужественно вытирает место поцелуя и уже почти не уворачивается от объятий :)))

Ну вот такой полет. Нормальный.

адаптация, моя вселенная, Иришка, Дания, инклюзия

Previous post Next post
Up