Про учителя, секреты, и про танку. Ну и хроники нашей школьной жизни - как положено!

Oct 06, 2017 00:34


В этом году в первый воскресный октябрьский день - День Учителя -  впервые за много лет я совершенно искренне была наполнена благодарностью к человеку-учителю, и конкретному учителю моего ребенка и к профессии в целом и всем абстрактным для меня учителям всех детей, которые настоящие-настоящие, которые запомнятся ребенку как "учительница первая моя". Или не первая, как у Ирки, но все равно запомнится как
его
настоящая
учительница.

Как нам идти в этот развитый мир, где учителя не зажимают себя планами и программами, а видят ребенка? Как нам его скорее построить? Или может медленнее, но без профанации. Весь прошлый год я строила. И устала до ужаса раньше, чем построила. Не то чтобы люди не менялись и мир не менялся. Менялся, но с такой низкой скоростью и высокой болью, с таким количеством тумаков и оскорблений - порой даже нечаянных, просто люди так думают, такими грубыми ошибками и откатами в состоянии ребенка, что задор строить этот новый мир на базе общеобразовательной школы - закончился быстро.

В этом году

нам повезло с учителем. И школой. И хотя мы командой пришли на совершенно ровное поле, где люди - ни руководитель, ни учитель, ни дети, ничего узкопрофесионального про инклюзию или дефектологию не знали, вот только-только начали постигать и разбираться, но мне  тьютор уже нет-нет да скажет, что она смогла выйти в другое помещение, что учитель сама справляется с Ириной, хотя бы небольшое время, но дети  - при том, что мы замешкались вообще-то  и не провели еще уроков толерантности - помогают Ирише, общаются, притираются. Все по-разному, но как-то все по-человечески. И мы командой попали не в боевую среду - как в прошлом году, а в теплицу, и просто прирастаем бОльшим составом команды...

И где кроется секрет? Почему в одном образовательном учреждении стена, а в другом - простор? Вот вы знаете? Подскажите, поделитесь?

Потому что я вижу только одну причину - учитель, руководитель, человек. Его личность, его мысли и его картина мира. Ну и плюс мастерство педагога.

Этот пост будет ряд зарисовок.

***
Сначала "с головы". С нее все начинается, даже если этого не видно очевидно :)

Конец августа, разговор с руководителем школы.
Я:
- Слушай, надо же поговорить с родителями класса, объяснить им про особенности Ирины, вдруг они не захотят...
- Ну да, вот на собрании я расскажу. Я сама им расскажу, тебе не надо тут переживать.
И через секунду:
- Не, а почему это надо рассказывать? Она не заразная, опасности ни для кого нет. Зачем тогда рассказывать? Мы же про остальных детей не отчитываемся? Кто пришел тот пришел в класс. Ну вот и Ира пришла.
- А если это для них недопустимо?
- Они вправе идти в другую школу.
- Но ведь это твои деньги, встанут и уйдут - что ты будешь делать?
- Ну да, деньги да конечно... Но так это и есть моя гражданская позиция! Чего она стоит, если когда учитываются деньги, то сразу нет такой позиции? Нет, не будем никого отдельно по Ире предупреждать.

И никто из-за Ириши из класса не ушел.
В прошлом году, если помните, в общеобразовательной школе - ушли 2 ребенка. Просто от вида Иры в общем классе. Какой секрет - я не знаю. Ира совершенно одинаковая была.

***
В прошлой школе учитель никак не могла смириться что ей навязали "этих детей". Выводила этих детей из общего класса обратно к дефектологу и звонила в звоночек, объявляя собственное начало урока, если совместная перемена "этих" и "нормальных" детей затянулась - ведь на уроки "эти" дети уходили в свой отдельный "этот" класс. На редких совместных уроках этих детей отсаживали сзади, отдельно, и на наивный вопрос "как там сегодня моя?" следовал ответ "не знаю, я туда не подхожу". В родительском чате родители общего класса обсуждали как им защитить учителя от навязывания ей несвойственных функций и освобождления ее рук для нормальных детей. Ну значит же как-то явно для них звучало от учителя, что на нее тут нападали... раз люди решали как спасти учителя от Иры и еще троих "этих".

В этом году мне уже по очереди и учитель и директор школы проговорили, что я уж как-то слишком на воду дую и извиняюсь лишнее, и Ира не насколько уж особенная как я вокруг подстилаю соломку. Ну помяла поделку другого ребенка, ну плохо конечно, будем работать над этим. Но все дети так иногда делают, это не потому что диагноз. Ира за обедом потрогала суп соседней девочки. Рукой внутрь тарелки. Девочка суп, естественно, не ела дальше. Пропал суп. Я рвалась поговорить с родителями, компенсировать суп, извиниться, рассказать про ирины особенности, пояснить что она не отследила, что это не ее суп и что у нее тактильность более младшего возраста, она еще 2 года назад все в рот тянула как годовасики,  а сейчас вот все пальцами перебирает и ощупывает - как трехлетки. Что мы работаем командой над этим и она справится и так далее... Директор мне сказала, что не надо городить огород вокруг инвалидности и тактильности, у всех детей бывает и не надо за каждый суп устраивать родительское собрание с разбором... Просто это дети и у детей всякое бывает. Ира извинилась, и проехали.

Вот я хожу и думаю. Ира та же самая. Почему в одном случае особенности слишком большие для того, чтобы быть с обычными детьми вместе, а в другом - "Инга, перестань постоянно извиняться за особенности, дите и дите!" В чем секрет-то? Откуда такая разница?

***
Из отчета тьютора.
"Добрый вечер. Сегодня был просто отличный день.

Ира абсолютно самостоятельно участвует в утреннем круге, все передает кому надо, ждет и следит за очередью. Если влезла на центр круга, сама отстраивается и находит место в кругу, рядом со всеми детьми.
После круга сегодня было творчество. Дети ложились на куски обоев, Люба (учитель) их обрисовывала по контуру, потом дети свои контуры разукрашивали. Толстые фломастеры нашли у Анжелики, она без проблем делилась ими со всем классом. Ира отрабатывала на этих фломастерах умение просить чужую вещь. Называла цвет, какой нужен, говорила спасибо, после того, как дали фломастер, смотрела на Анжелику. Так как цвета нужно было менять, потом появились фразы "Анжелика, я хочу поменяться на фиолетовый/оранжевый/салатовый". Анжелика ждала пока Ира попросит, интересовалась, какой цвет она хочет, после Ириного спасибо отвечала то "на здоровье", то "рисуй, пожалуйста" и т.д. (мой комментарий - это великолепный результат, когда дети вовлекаются в отработку нужных Ире навыков, это мегаэффективная стратегия обучения для Иры и оч хорошо для климата в классе. Это вообще-то отдельно тренируют и отстраивают. А в этом классе оказалось достаточно легкой подачи мяча, чтобы он был подхвачен!)
Фломастеры просили, а не пользовались своими, потому что они просто идеальной формы - толстые, Ире удобно держать их в руке и ей не требуется помощь, когда она ими пользуется.
Ира классно разукрашивала плакат, нарисовала глаза, рот, нос и живот. Глаза и рот узнаваемы, нос и живот смазались при расскрашивании. Очень внимательна была, старалась не вылазить за контур, следила за собой. Рисовала около 20 минут, 3 раза собрала жетоны, только расскрашивая. (мой комментарий - Ира вообще-то не рисует, никак, ей это тяжело и она тут неуспешна и потому она это не любит. А вот же тебе - оказывается может и любить!)
После, был большой перерыв, все вместе во дворе с детьми строили качели.

Ира запустила флешмоб - кататься с горки не сверху вниз, а залезать ногами снизу вверх, а еще - спать внутри горки, Завея и Леша (мальчик, пришедший на детскую площадку) радостно за ней повторяли. Ира потеряла ботинок на площадке (очень легко снимаются) и когда надо было идти на урок, она еще обувалась. Алиса кричала ей от двери "Иииирааа, мы тебя ждееем!" И так и не ушла, держала дверь для Иры все время, что она обувалась и потом шла до двери, только потом закрыла и сказала Ире, что мы уже садимся за парты.
На уроке русского мы писали танку. Это стихи на японский манер, где нужно соблюсти определенное количество строчек и слов в них. Люба расстелила большой кусок бумаги, расчертила его для каждого ребенка и даже нас с ней вписала (учителя и тьютора). Каждой строчке соответстввал вопрос (кто? какой? какие?), дети по очереди отвечали, Люба записывала. Схему танки и конечный результат скину с фото ниже, станет понятнее. Ира удивила нас словосочетанием "переменковый пол" оказалось, пол на перемене и на уроке - разный." (Пояснение потом мне от учителя. В ириной танке всплыло понятие "переменковый пол" - пол на котором играют на перемене, и он отличается от "урочного пола", пол хоть и тот же самый, но на переменке он становится мягким и манящим. Как вам? От Ириши. И та же самая девочка по программе 2 класса вспомогательной школы, по которой она учится в общеобразовательной школе, она должна проходить алфавит. Я спрашивала дефектолога зачем алфавит-то? Ведь в прошлом году учили. Весь - на минуточку - год! Она ответила что в этом году повторяют, в расширенной версии, то есть кроме просто изучения алфавита, идут вопросы: в начале или в конце слова стоит изучаемая буква? найти букву среди других... и так 16 ближайших недель 2-го класса. А это как вам? И расстояние от "танки про небо" до "найти букву А среди других" - каким вам кажется? Мне - огромным!)

А хотите в этом месте танку?

***
План танки учитель дала такой (понятно что может быть и другой, но вот у них такой, и это отличный тренажер для усвоения частей речи, по-моему):
1 слово (кто?что?)
3 слова (какой, какая, какое?)
1 слово (что делает?)
3 слова (где находится?)
3 слова (чего не имеет? ни... ни... ни...)

Танка, написанная в школе. Про небо!

Небо
Голубое, прозрачное, грустное
Смеется
На переменковом полу
Ни рта, ни локтя, ни ушек...

Потом была "домашка" - сочинить дома еще танки.
Домашняя танка была - прикол, откуда у нее это в голове? - про клюкву.

Клюква
Красная, кислая, невкусная (в оригинале было: красная, кислая, яки - от американизма "невкусный")
Лежит
В животе, ей хорошо
Ни ветра, ни дождя, ни солнца...

Ну воооот! Может, ей по программе и надо алфавит учить который год, чтобы уж на лбу засветился алфавит тот, а Люба ей танки задает. Ну всем танки - и Ире танки.
Теперь Ира не ошибается при ответах на вопросы: кто-что, какой и что делает. Да и просто классные танки вышли.

***
Продолжение отчета тьютора.
"На уроке математики проходили состав числа. Ира классно вубилась с помощью пособия, которое сделала Люба - домик, куда нужно приклеивать на липучки карточки. Было три задания с числами 3,4 и 5, в кадом числе по 4 пробы (разделить число на 2 части четырьмя разными способами). Например, была приклеена карточка 2 и Ире нужно было напротив приклеить то, чего не достает. Сначала я давала полную физическую подсказку, потом частичную, последние две пробы Ира сделала самостоятельно. Хороший способ, будем работать с ним дальше. (мой комментарий: наш учитель, похоже, умеет делать подсобный материал для усвоения программы и на ходу и из всего. И одновременно для всех - одного формата, а для Иры - другого. И она даже на наш курс Инклюзивный сервис, где мы учили так делать - не ходила, мы тогда еще не встретились. Вот у меня и вопрос: почему один прослушав даже обучающий курс - не делает, а другой - не ходив на курсы, сам изобретает?)
Сделали коробки - пока их две: задание и поощрение. Задание было на планшете написаны примеры, Ире нужно карточкой с цифрой приклеить правильный ответ. Задание Ира может делать полностью самостоятельно, требуется только некоторая оптимизация материала, для максимального удобства в использовании. Это я обсужу с Любой, исправим.

Провели треннинг мое-чужое. Было 8 проб. 4 Ирины вещи, 4 чужие. Свои вещи определяет безошибочно. Чужие часто пытается отправить к своим. Использовала полную физическую подсказку. Задание используется как самостоятельное: Люба дает инструкцию, Ира делает с моей помощью, сообщает Любе, что она готова и Люба проверяет. Вещи были разные. Ирины: пенал, ботиночек, носочки, игрушка. Чужие: кепка, наушники, расческа для кролика, тетрадь.
Напоследок, посмотрели мультик про Анатоля и кастрюльку. Фотографии сейчас прикреплю."

Ну и я вам фотографии прикреплю. А вы, пока будете смотреть, подумайте ответ на вопрос: за счет чего такая разница?

Это "утренний круг", Ира передает  что-то, волшебство или добро - не помню. Какое-то абстрактное понятние, которым делятся поутру в школе.


"Творчество"


От таких фото - сердце мое улыбается, Ира сама коммуницирует с детьми! И дети - с ней. Без посредничества взрослого. Мечта вообще-то так и выглядит - она может это сама.


Танки :)))




Это из другого дня, но все же: дети смотрят презентации друг про друга.


Это разминка. Стать на одну ногу. На 2 ноги. На 4 ноги. На 6 ног - и тут уже надо придумать что взять замест дополнительных ног :)))


Уличный флеш-моб на горке.


Это на площадке дети вместе с  учителем делали самодельные качели. И вот иришина очередь опробовать.
Не знаю что это скорее за предмет: труд или физкультура?
Но я так себе понимаю, что процесс смайстрить качели самому, а потом покататься на них - даст знаний, опыта и пищи мозгу во много раз больше, чем если бы они это почитали в книжке. По программе.



Это они мультфильм на французском смотрят. Люба читает титры.
Да и просто это чудесная фотка. Я ее когда-то давно внутри себя видела. Как образ, как мечту о школе для Иришки.
Думала - нет такой, но вот ведь, есть.
Думала - не смогут наши учителя заниматься с такой тяжелой девочкой, но вот ведь, Люба может.
Думала - не захотят дети принимать такую странную одноклассницу, но вот ведь, принимают. Хоть бы она и крутила разноцветные шарики в руках, пока смотрит урок  со всеми...


Отбирала из большого числа фото - с чувством большой радости, благодарности к умелым и чутким взрослым, а также детям, а также родителям, которые сумели воспитать таких детей!

***

И еще немного про голову, с которой все начинается.
Директор этой школки проговорила, что пока у них нет ресурса включить в штат нашего тьютора. И я плачу за него сама. Но она говорила: ты извини, пока так, по-правильному - это мы сами должны ему платить зарплату, так правильно и к этому надо идти, но мы пока маленький проект и пока мы не можем, но при первой возможности мы хотя бы часть зарплаты сопровождающего возьмем на себя.
Я не жду что это случится завтра, но сама постановка вопроса, само понимание как в нормальной человеческой логике выглядит равные права на образование у каждого ребенка - меня очень греет.
И это кардинально отличается от хамского от директора общеобразовательной школы: "школа - это не благотворительный фонд и не красный крест, это государственное учреждение образования, и на каком основании вы пытаетесь возложить на нее оплату помощницы по уходу за вашим ребенком!!"

То есть вопрос я тут продолжаю задавать тот же самый, просто в других формах: почему тот, кому по долгу службы и по закону положено было позаботиться о ставке сопровождения для Иры - давил на мою ассоциальность, нищенство и наглость моих ожиданий, а частная инициатива, от которой я не ждала поддержки, потому что бюджет у них не обезличенный чей-то там, а очень конкретный - так вот частная школка оперирует понятниями "право ребенка" и распространяет это сложное понятие - на себя, на свои обязанности по выполнению этого нашего права... Где кроется ключ такой большой разницы в отношении?

***
Ну и из домашнего, прекрасного, себе на память. Я же жж как домашний архив использую :))


А я ей: давай выходи что ли из ванны - свет в доме пропал!
А она мне: давай сьтоли сьвецьки!

хроника школьной жизни, школа, образование, Ириша, 2 класс, говорит Ира, инклюзия

Previous post Next post
Up