Про мою новую любовь. И новые подходы в образовании. И КомКон-3.

Apr 29, 2017 20:33

Это будет такой пост... информационный и про любовь.

Меня накрыла новая любовь.
Но по порядку.
Алексей/он же Леша/он же Константинов/он же второй сооснователь Левании уже не первый год склоняет меня заняться образованием. Его эта идея - и будоражила и звала. Меня - нет. Мне виделось, что моя тема - инвалидность, добротная реабилитация, возможно инклюзия - как качество образования. Даже этого на мою жизнь хватит "с головой". Но я очень ценю Алексея и потому не сопротивлялась, хотя и не активизировалась в этой теме. Слушала его идеи, наблюдала как он возбужденно чертит схемы на доске, головой кивала, но вот пусть бы это кто-то делал, но не моими руками.

А тут еще такой нюанс. Я вполне могла бы взяться открыть новую школу, я отличный организатор, какая разница что организовывать, ну если очень надо школу - то ок, могу собрать, жизнь вдохнуть и запустить. Поставил задачу - и вперед копать!
Но вот просто школа, даже самая прекрасная школа, даже имени нас и чтобы там все было сделано по-нашему - это его не интересовало. Его интересовало, чтобы мы раскопали/сочинили/увидели у других/ подхватили новые, принципиально другие подходы к образованию. Вот не просто отличная добротная школа, основанная на лучшей из академических программ (я даже перебирала оные, чтобы понять какая же лучше-то!), построенная на инклюзивных принципах, имеющая усиление в виде здорового питания, курса по выстраиванию у ребенка системного мышления и так далее и так далее - вот это нет. Он говорил, что таких школ хватает, все то же самое, только апельсины на полдник и свободный английский - это не суть "новой" школы.

И мы с ним - а потом к нам присоединилась (или мы к ней?) еще одна бесподобная Наталья - и вот мы уже втроем пахали и перепахивали это поле развития образования, чтобы понять какие же все же черты у того заветного. Что будет важно в будущем? Чему бы мы хотели научить своих детей? Ведь компетенции и навыки сегодня обгоняют по востребованности просто академические знания. Нет сегодня надобности много знать, знать детально, если ты понимаешь общее устройство мира и умеешь пользоваться информацией - то Википедия за 10 минут заполнит пробелы в твоих знаниях, а нужный тебе курс на Coursera - дошлифует, поможет достроить любой паззл. Но надо иметь эту пресловутую общую картину. Надо уметь информационным ресурсом пользоваться. Понимать что же тебе надо? А значит уметь выстраивать свой собственный образовательный маршрут. С какого возраста можно об этом говорить? Кто может тут ребенка сопровождать? Какими компетенциями должен обладать этот новый учитель?

А кто определяет что именно нужно ребенку? Пока что взрослые. А потом этот ре до 40 лет при хорошем раскладе ищет себя и находит, сменив 5 раз направление. Ну как вариант. И да я рада, если кому мама выбрала удачно вуз. Но таких не так и много. И значит может имеет смысл как-то доставать из самого ребенка что бы ему хотелось делать? Что в этой жизни его? А откуда доставать? Доставать это из головы ребенка? Похоже что ответ "нет" - доставать надо из целого ребенка. А значит надо ему - уже маленькому - давать техники осознанности. Чтобы он сам учился слышать, чувствовать что же хочет целый он, а не мамин голос в голове... Ага, значит надо в учебный процесс подшивать медитацию, практики работы со вниманием и так далее.

А учитель? Какова новая модель взаимоотношений учитель-ученик? Ну быть не может чтобы он и дальше стоял главным, вещал сверху, был по сути единственным субъектом в классе! А как тогда? Подстраиваться под детей? Они субъекты, а учитель - объект, средство удовлетворения их потребности? Тоже нет. А тогда возможно должен быть какой-то совсем другой процесс в этой новой школе, где учитель и ученики вместе творят, сооружают какой-то процесс. Это хорошо, это похоже на то, что сработает. Но тогда учитель должен в этом образовательном процессе тоже все время двигаться, расти, и даже не знать что будет дальше. Вот не расти, чтобы потом научить. А расти в процессе обучения. И тогда этот процесс для учителя - не рутинный долг за зарплату, а совершенно собственный козырный интерес! И лучше нету стимула...

А как эти все принципы увязать в структуру школы? Класса? Поурочная система сразу не катит. Значит не класса. А что тогда? Вот как это все сложить в отлаженный процесс многих взрослых и детей одновременно? Чтобы не было балагана и была структура. Пусть гибкая - но структура...

Как вам количество вопросов? Аспектов, которые надо учесть, чтобы машинка поехала... И это же еще не все, это что мне больше всего болело и было непонятно :) Были моменты, когда мне казалось, что наших голов не хватит, чтобы это все увязать, были моменты, когда мне казалось, что это просто нельзя увязать, не бывает, это утопия. Потом как-то начало выкладываться, мы собрали-таки "набросок в карандаше" как это может существовать. Но стало понятно, что бесконечно много надо еще достроить - в первую очередь человеческий ресурс, да и методов и технологий где-то не хватало. И да - признаюсь -меня время от времени защемляло в сомнениях может ли этот набросок овеществиться, опроцесситься, стать реальностью?

И вот тут... Вот тут Алексей познакомился с одной удивительной питерской... тусовкой. Хотя я сильно сомневаюсь какое существительное было бы тут уместно. Команда? Да - но проектов у них несколько и команды там внутри разные и перетекающие одна в одну. Школа? Да - у них есть школа. У них есть университет, ну - аналог оного. Метаверситет. У них есть методы, которые мы искали, понимая, что должны же быть, но непонятно какие! А эти ребята приехали, показали нам свои "притопы и прихлопы" и стало ясней ясного: вот же оно! Вот тут, где у нас было пустое окно - оно отлично заполняется вот этими конкретными работающими штуками! В общем, по итогу проникновения в суть их образовательной "машинки" стали отчетливо проступать черты нашей. Стало понятно, что отлично! Мы изобрели велосипед, который эти люди изобрели уже лет 10 назад и он у них едет, а значит и наш - не бесплодная фантазия.

А потом мы пообщались еще ближе, теплее и личнее, и я влюбилась. И чем дальше я вговаривалась, вникала в детали - тем влюбленнее становилась. Вы бы тоже влюбились, потому что это безмерно подкупает, когда люди умны, развиты, честны, открыты, щедры. Они так легко делятся наработанным - я сто лет такого не встречала, раздают знания - только берите. С опаской берешь раздаваемое - вдруг качество не очень, товар просроченный? Так нет же! На поверку ребята отдают настолько глубоко проработанные вещи, сам себе завидовать начинаешь, что ты этим напитываешься. Такое есть и у других, но там, в других местах - атомные ценники на обучение, мы и подступиться не могли раньше. А тут - дотянулись. А еще честность, ребята опираются на определенные принципы не только в школьно-верситетском процессе, но и просто в жизни. И это подкупает.

Ну ай. Неблагодарное это дело раскладывать по кирпичикам влюбленность. Но со времени знакомства с этими ребятами - я поняла что буду-таки делать образование. Перехожу из относительно пассивной позиции "не мешать Леше, но и не вплетаться" - в активную "я хочу вот тут делать это". Под занавес первой влюбленной части поста - вот они. Активно представлены ВКонтакте. Мне пришлось реанимировать свой аккаунт там.

Кто хочет вчитываться в этих ребят дальше (или лично знакомиться ближе), то вам надо гуглить Метаверситет, школа ЭШЭР, широкополосное образование, Школа изумрудного дракона - и там еще зацепится сто ссылок по детским и молодежным проектам, лагерям, конференциям. Там у них очень активно и интересно. Питерцы, я вам вообще завидую, хожу и думаю как на время обучения у ребят на годик с детьми бы перебраться в Питер. Повариться в том соку охота...

Дальше информационное для местных инициативных педагогов и организаторов образовательных инициатив.

И сейчас мы в Минске начинаем уже проявленную работу по подготовке учителей новой школы. Школ. Сети образовательных процессов. Вернее, мы не собираемся организовывать или завоевывать все эти школы или процессы. Мы создаем пространство, куда начинаем собирать, везти техники и технологии, которые очень понадобятся в школе нового типа. Любой школе.
И потому мы, конечно, в первую очередь организовываем то, что интересно нам самим и ближайшим к нам учителям, но совершенно открыты для преподавателей и организаторов всех других любых образовательных проектов. Никаких ограничений на вход.

Мы сейчас создаем в ФБ группу нашего КомКон III - мы так назвали эту группу, куда будем собирать инструменты, куда будем созывать найденных единомышленников, чтобы они нас научили своему, а мы это передали дальше, там можно будет отслеживать движуху. Да, любители Стругацких сразу все узнали, а остальным расшифровываю: КомКон III - это Комиссия по Контактам-три.

Итак, наши майские ивенты
- день открытых дверей,
- двухдневный курс обучения практикам осознанности и внимательности в образовании (с Витей Ширяевым)
- трехдневный курс обучения игропрактикам от питерского Метаверситета и школы ЭШЭР
Если пройти по ссылкам на эти ивенты - там внутри много информации о них.

Я всех вас, мои читатели, приглашаю. Это прекрасная возможность не просто со стороны почитать как мы интересно живем и какие пласты беремся ворочать, а непосредственно самим прожить и поворочать. А может и кто-то в команде останется! Добро пожаловать! Планируйте майские выходные с нами!

Еще по этой теме мы с вами вот тут разговаривали

школа, образование, объявления, КомКон3, Левания, моя Беларусь

Previous post Next post
Up