Пусть профессионалы.

Mar 31, 2016 08:00

Френдесса прислала ссылку на историю с рядом вопросов.
Я то на вопросы ответила, но тем временем затянулась читать комментарии под постом. Впечатлилась.

История такая. Умирает мама двухлетнего мальчика с ДЦП. Папа - совершенно понятно - в кризисном состоянии, не знает как ему и пережить и управиться, ребенок перемещается в дом малютки, где не переставая плачет и попадает в больницу в итоге. Подлечивают и возвращают в дом малютки. Папа навещает. Ситуация пока просто висит. Общих ход комментариев, да и топикстартера: совершенно понятно что путь ребенка - детдом, интернат... Папу всем жаль, но все понимают его, про ребенка рассуждения в стиле: ну а что тут поделать, лучше профессиональный уход. Отдельная ветка рассуждений, что хорошо еще, что ребенок не понимает/не чувствует, а то было бы ему тяжело...

Я все понимаю. Про   уровень общества, про тяжесть ухода за ребенком, про нет денег и как совместить работу и ребенка. Но я все равно сильно расстроилась. Больше всего тому, что большинство людей транслирует мысль о том, что лучше-де ему все-таки в профессиональные руки.
Это ужасно по мне. Это мне совсем не про то, что мы здраво выбираем профессионализм, это для меня про то что мы уходим от ответственности. Вот не я и все. Пусть профессионалы. Я в домике. Когда мы говорим, что папу можно понять в данном трудном случае, мы говорим на самом деле о себе. При том, что я полагаю что никто не знает как бы он поступил в том или ином случае (все эти фразы "а я бы" - они не про то как мы поступим, они про то как мы думаем поступили бы, а приходит жизнь и поступаем все по-разному). Но вот примеряя на себя такую судьбу - мы бы лучше под кусток и молчок. Пусть профессионалы.
Ссылка на историю вот. Кстати, может кто-то не только полюбопытствовать и порассуждать сходит, но и помочь дотянется. Может и мама найдется.

Еще наблюдение из этой же ветки. Сейчас, видимо, в России идет какая-то волна инициирования инклюзии детей с инвалидностью со стороны системы образования. Учителей в школе, худруков разных кружков, театров, тренеров секций... обязывают что ли (поправьте меня, если я неточно выразилась) брать на себя нагрузку и включать ребенка с инвалидностью (надомника или как-то иначе исключенного из общей жизни)  в свою работу. Мне то тут то там приходят вопросы, просьбы выразить свое отношение, просьбы помочь с инстурментарием. Учителя школ, которые оказываются один на один с надомным учеником, который не двигается. Вот как с ним рисовать? Или художественный руководитель театра, который стоит перед необходимостью включить в постановку (или хотя бы в репетиции) ребенка с поведенческими проблемами, ну типа ребенка с аутизмом...
И мое наблюдение, что совершенно редкие и исключительные педагоги задаются в этом месте вопросом "что МНЕ делать". Что же, елки-палки, этому конкретному мне, МихалИвановичу делать с этим конкретным Васей, который ничего не может. Ведь очевидно же не может. Большинство педагогов в этом месте переходит в позицию устойчивого возмущения: это не наша работа. Пусть профессионалы. Я профессионал в своем, ну например - в актерском мастерстве - и работаю с нормальными детьми. А это - пусть кто-то другой. Специально обученный.

Знаете... Вы даже и в праве иметь такую позицию. Тут же нельзя заставить силой. Не ваша работа и не ваша. Только вспоминайте это свое устранение, когда творите добро/красоту/искусство/или что угодно другое вечное. Вы же будете учить детей эмпатии и доброте на уроках? - вот тогда держите в уме свою позицию по отношению к "ненормальным детям". Ведь ваши спектакли же будут о красоте? О мире во всем мире? О любви прекрасной и чистой? Вот тогда надо просто одной частью мозга удерживать, что вчера вы справедливо возмущались на педсовете, что как это так - нам навязали Васю, а он с аутизмом и это некрасиво. Творческий человек, он должен творить. Прекрасное. И окружать себя прекрасным. И если у вас получится сопоставить в одном себе эти две части: вашу общую толерантность, цивилизованность и принятие с тем, что вы узкий профессионал и это не ваше дело как справляться с детьми с инвалидностью - то я вас поздравляю. Вы молодец. Можно дальше не читать.

Но тем кто не перелистнул и продолжил читать, я скажу что в реальности в системе государственного ухода (я имею в виду дд, дома ребенка, взрослые ПНИ, специализированные больницы и так далее) этих каких-то там волшебных профессионалов, которые знают как справляться с особенностями этих сложных детей, если не нет вообще, то крайне мало. Близко к нет. Что в самом хорошем варианте есть - так это просто уход, чтобы не умерли от голода и пролежней. И в "специальных школах", куда по мнению педагогов массовой школы следует направлять детей с особенностями, этих детей просто... просто... держат. Это детехранилище. В редчайших, исключительных случаях "специализированная школа" означает обучение ребенка в соответствии с его потребностями (вот кто знает пример - пришлите мне в комментах, я в теории предполагаю что есть, но живьем не видала). Это такие "загоны" где содержат "нетаких" детей, чтобы они не умерли (мы толерантные) - раз и максимально не мешали другим - два. Это наша сегодняшняя реальность. И если вы сегодня и по-русски говорите: пусть профессионалы, то это вы по сути говорите: пусть тихо лежат под плинтусом, и чтобы я не видел. Меня, пожалуйста, не отвлекать от моей прямой работы с "такими" детьми.

Вот я буду рада, если вы просто поймете, что это "знак равно" сегодня. Может не в вашей голове, и вы ничего такого плохого не хотели, но в реальном положении дел. Мы с вами не виноваты? Да конечно же нет, я ж разве виню... Это должно делать государство? Ну конечно должно. Только спросить не с кого на сегодняшний день. Наши чиновники (ни от медицины ни от образования) не чувствуют себя теми, кто отвечает перед конкретным человеком "из народа", они пока еще нами командуют. И отвечают только перед своим начальством. И голос родителя ребенка с тяжелой инвалидностью тонет в общем гуле голосов. Так что на практике наше "пусть профессионалы" означает "уберите с глаз моих, мне некомфортно/тревожно/жалостно/надоело/другой аналогичный вариант".

И на последок. Чтобы уж не расстроить себе день, надо вспомнить, что бывает и иначе. Я лично знаю папу, который по сути один поднимает ребенка с тяжелой формой инвалидности. И еще несколько детей поднимает. И нет - он не бизнесмен. Теперь уже совсем не бизнесмен. И еще я живьем работаю с тренером, который ни в одном глазу не профессионал в реабилитации или коммуникации с особенными. Ну не был, пока с Ирой не пересекся. А потом подумал это самое: а что конкретно МНЕ сделать с этим ребенком, как подстроиться, что доучить, чем дооснаститься - и теперь за спиной уже десятки детей,  у которых получилось невозможное, и благодарных семей, которые поверили, что толерантность и принятие - это не то что по телевизору показывают, это бывает и в жизни.

В общем... может у нас однажды получится общим гулом и настроением обсуждения ситуации, когда умерла мама и папа остался с тяжелым ребенком на руках (а такие ситуации еще повторятся под этой луной и, боюсь, не один раз), иметь гул: конечно он его не оставит в дд, не, ну что вы, понятно трудно, надо подумать как помочь, сброситься на сиделку, "пробить" специальный детсад, да, тяжеловато мужику, бывает, судьбааа. И не будет в этом народном гуле ноты: пусть профессионалы=выбросим и отвернемся. Может так у нас быть?

особенные, такмысли, социум

Previous post Next post
Up