Отчет о семинаре "Тьютор - профессия будущего"

Oct 02, 2015 23:36

Ну раз уж мы взялись приходить в регионы - имеет смысл похвалиться тем, что мы умеем, с чем ходим-то по городам и весям. Хвалиться буду на примере уже сделанного - это ведь правильная форма похвальбы? А заодно и наконец сделаю отчет по нашему семинару.
Итак, 11-12 сентября 2015 года мы - Центр "Левания" совместно с Белорусским государственным университетом (ГИУСТ) при поддержке шведской организации Форум Сюд провели практический семинар "Тьютор - профессия будущего".

Наша базовая идея при организации данного мероприятия - это стартовать с постоянно действующим циклом семинаров по подготовке профессиональных тьюторов. Мы планируем стать той организацией в РБ, которая сможет готовить открытие инклюзивных площадок (классов, групп в дошкольных учреждениях, в кружках, спортивных секциях) "под ключ". И командра тьюторов, подготовленная под те или иные особенности ребят, для которых открывается площадка, это один из ключевых сегментов данного вопросв. Мы понимаем, что тьюторов надо не только подготовить, помочь "встретиться" подходящему тьютору с подходищим ребенком, подготовить условия их работы, но и не менее важное - создать профессиональное сообщество, место, где сопровождающие ребята могли бы обмениваться опытом, проблемами, находками, где могли бы проходить супервизию, доучиваться, дооснащаться техниками, получать помощь, поддержку в сложных случаях. Поэтому в проекте у нас  - постоянно действующая Школа тьюторов, а этот семинар  - должен был стать началом, первой ступенькой в решении этой задачи.
Что у нас получилось.
Первое, что мы для себя вынесли как вывод - темы, заявленные в семинаре, очень актуальны для нашей страны сейчас. На семинар, помимо студентов (потенциальных тьюторов) и уже действующих тьюторов, пришло большое число родителей детей с особенностями психо-физического развития, а также специалистов, работающих с такими детьми. Аудитория собралась вдвое больше, чем мы изначально планировали (и мы оперативно подстраивали место проведения и структуру семинара под большее число людей).



По составу пришедшие разделились примерно на три равные группы: тьюторы (действующие и потенциальные), родители и специалисты. В жизни на практике серьезные изменения в системе провоцируются и зачастую производятся самыми активными и заинтересованными участниками. В данном случае - это родители, и хорошо, что они интересуются, бьют тревогу, хотят знать больше, в нашем случае - именно они в большинстве своем находили информацию о нашем семинаре и довели ее до своих специалистов и тьюторов. Сегодня - это самая подвижная группа участников.

Но серьезное и часто инициированное ими самими участие специалистов (логопедов, учителей, дефектологов, психологов, представляющих и ЦКРОиРы и интегрированные классы и частную практику) дает нам большую опору и надежду на успех в нашей работе. Спасибо, педагоги. Благодаря тем из вас, кто не боится сложных профессиональных вызовов, кто продолжает интересоваться всем новым в профессии несмотря на свой стаж и опыт - благодаря вам идеи равных возможностей для разных детей имеют шанс развиваться вместе со временем и развитием общества. И мы станем в один ряд со странами, где особенные дети растут рядом с нейротипичными. И, надеемся, скоро.

Студенты. Тут мы очень благодарны руководству Государственного института управления и социальных технологий БГУ и лично Зборовскому Константину Эдуардовичу (заведующему кафедрой социальной работы и реабилитологии) за понимание актуальности поднимаемых нами вопросов и за сотрудничество, за гибкость и оперативность. И за умных и ответственных студентов, многие из которых уже завтра придут работать с нашими детьми.

Немногочисленный класс тьюторов. Держитесь. Вы - первые, конечно вам труднее всех, труднее чем тем, кто придет вслед за вами. Но надо же кому-то начинать. Мы - рядом, и делаем все, чтобы тьютор - как профессия, как класс людей ширился и прирастал в профессиональном плане.
Это было первое.
Второе, чем я не могу не похвалиться - это состав лекторов. Мы без преувеличения гордимся собранной нами командой. Мы ставили перед собой задачу отчитать данный семинар "внутренними" силами, только лишь белорусскими специалистами, и получилось что это лучшие люди в своих профессиях. Это в большинстве своем специалисты системы образования, но это именно те люди, которые "по одну сторону баррикады" с родителями и детьми. Они верят в возможность реального инклюзивного процесса, они верят в высокий потенциал особенных детей, они знают методы "как это сделать", каждый в своей сфере. Нет, конечно готовых и однозначных рецептов как сделать инклюзию естественной и эффективной практикой в РБ на два счета и они не знают. Но это высококлассные специалисты - раз, реальные практики - два, и Люди - три. С ними у нас появляется шанс. Я не просто хвалюсь. Это так. Смотрите сами.

Вера Хитрюк
Дефектолог, кандидат педагогических наук, доцент Барановичского государственного университета, кафедра педагогики и психологии, работает над докторской. Член общественного объединения «Особый мир». Круг профессиональных и научных интересов - подготовка будущих педагогов к работе в условиях инклюзивного образования:

- компетенции педагога и его инклюзивная культура
- сопровождение инклюзивной практики
- ресурсное обеспечение инклюзивного образования детей с РАС


От себя добавлю, что в родительской среде и среде НГО Веру Валерьевну считают "надеждой" белорусского инклюзивного процесса. Это высокопрофессиональный человек, имеющий бесспорный авторитет и в среде коллег, и у чиновников, и у широких масс, человек, умеющий определяться и видеть сущностные моменты в любой дискуссии, имеющий смелость открыто формулировать свои взгляды и в то же время такт и сдержанность к оппонентам. Если кому и под силу в острых ситуациях "примирять" родительскую и педагогическую стороны, если им все же случается распределиться по разные стороны баррикады - то это Вере Валерьевне.
Фото с нашей встречи:





А эту фотографию - хоть она и не удалась резкостью - не могу не включить в отчет, она прекрасно передает характер и атмосферу.


Татьяна Синица
Представитель научной школы специальной психологии доктора психологических наук, профессора Е.С. Слепович. Кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой клинической психологии БГПУ, с 2014 г. - доцент кафедры психологии БГУ.
Член Благотворительного общественного объединения «Содея». В настоящее время занимается вопросом обоснования практических методик работы с детьми с ОПФР и их включения в систему реабилитации.
• Прикладной анализ поведения (Applied behavior analysis)
• Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (Pictures Exchange Communication System)
• Метод облегченной коммуникации (Facilitated or Augmentative communication)
• Подход активного развития отношений (Relationship Development Intervention)


Своими словами. Татьяна Ивановна - редкий специалист, кто умеет допустить "невозможное" и с искренним интересом, но в то же время с профессиональным критическим взглядом берется научно обосновывать и теоретически подкреплять практическое родительское "невозможное". Это специалист, который может взять руку спастичного ребенка и подвесить ее над клавиатурой, доверяя что он способен на альтернативную коммуникацию. Мало ли, что написано в карточке что необучаем и неконтактен, мало ли что не было до этого случаев, все когда-то бывает впервые. Она готова разбираться, сомневаться, перепроверять. Согласитесь - бесценное качество в сочетании с уверенностью и опытом.







Пошли дальше?
Сергей Дроздовский


Сергей на нашу просьбу представиться участникам семинара написал очень лаконично: юрист, специалист в сфере прав людей с инвалидностью. Ну может он и прав, ему можно как Пушкину просто писать фамилию, потому что это человек широкоизвестный в Беларуси и за ее пределами, публичная персона, правозащитник, сотрудник Офиса по правам людей с инвалидностью. Многие стОящие инициативы по тематике инвалидности в нашей стране проистекают именно из его организации. Из личного общения добавлю, что Сергей - редкий человек с инвалидностью, кто не вызывает даже оттенка жалости или неловкости. Только большое уважение и радость от общения и работы с ним. (шепотом - я например поначалу внутри cебя очень гордилась когда мы перешли на "ты". потом привыкла)


К Сергею Дроздовскому неизменно много практических вопросов.



Олег Трофимович


Заинтересовался темой аутизма на преддипломной практике Института современных знаний, во время которой получил опыт первого общения и работы с 17-летним молодым человеком с аутизмом. С 1998 по 2012 - психолог УЗ «Городской клинический детский психиатрический диспансер». В 1999 начал тесное сотрудничество со специалистами РОБО «Центр помощи аутичным детям «Добро» (г. Москва), которое продолжается по сей день. С 2002 читал лекции «Аутизм - диагностика и основы коррекции» на курсах повышения квалификации для специалистов здравоохранения на кафедре Детской психиатрии и психотерапии БелМАПО. Читает данный курс на кафедре тифлопедагогики БГПУ им. М.Танка. В 2012 благодаря инициативным родителям собрал команду специалистов на базе БОО «Центр помощи аутичным детям», где совместно с семьями начал отрабатывать параметры модели комплексного подхода к оказанию помощи детям с аутизмом, подготовил и реализовал проект «Аутизм - ранняя помощь», провел институциональный анализ в рамках проекта, спонсированного Биржей организационного развития. В данный момент воплощает идею создания службы помощи детям с аутизмом в рамках коммерческой структуры.







И наконец наша потрясающая пара специалистов по поведенческому анализу!

Юлиана Пьянкова
Психолог. АBА - терапевт. Тьютор. Имеет в своем профессиональном портфеле: 4 модуля сертифицированного курса BCBA в МИП (Москва), сертифицированный тренинг терапевтов (Алена Ахмедова BCaBA), сертифицированный 1 уровень PECS, обучение на курсе по ABA (Киев), школа Сходинки.(Ю.Преснякова), прохождение очной практики по ABA на базе ЦПА (Москва), работает под супервизией Анастасии Шаповаловой MS. BCBA (США). Член общественной организации «Доброе дело. Помощь людям с аутизмом» и сотрудник Центра "Левания".


и Наталья Губанова
В 2004 закончила факультет психологи БГПУ им.М.Танка по специальности "педагогическая психология", в 2005 - магистратуру БГПУ, в 2007 - РИВШ БГУ. До 2008 - преподаватель кафедры педагогической психологии БГПУ им.М.Танка (курсы "Диагностика психического развития", "Коррекция эмоционального развития личности" и др.). С 2008 - педагог-психолог в ГУО "Минский областной ЦКРОиР". Прошла сертифицированный курс по подготовке терапистов Алены Ахмедовой (2015); лицензированный семинар-тренинг (от Piramid Education Consultants of Germany) 1 уровня PECS (2014), курс по работе с аутичными детьми в Институте коррекционной педагогики РАО.


Эти две юные на вид девушки - лучшие на сегодняшний день практические специалисты по АВА подходу, с опытом работы и в "поле" (мы так называем работу непосредственно с детьми в качестве сопровождающего) и в кабинетах. Тестирование, составление программ коррекции поведения ребенка, работа с детьми, а также семинары, лекторская работа, курирование ресурсных классов в школах Минска. На них двоих сейчас лежит огромный пласт работы по продвижению поведенческого анализа в РБ, и мы - если честно - всей командой молимся и за их здоровье и за то чтобы у них поскорее появилась еще более младая смена. Хотелось бы хоть немного распределить нагрузку и расширить влияние метода в среде работы с особенными детьми.



Это уже самый конец второго дня, устали все. И лекторы


И серьезные слушатели. Устали, но аншлаг продолжается.


Нас - организаторов - уже лучше и не показывать лицом, ботиночками мы под конец семинара выглядим получше чем лицами:)


Еще одним из важных для нас моментом стала поддержка нас общественными родительскими организациями  Беларуси, которые начали работать на этом поприще раньше нас. "Поболеть" и послушать пришла лидер МБОО "Дети.Аутизм.Родители" Татьяна Яковлева. А руководитель МБОО "Доброе дело. Помощь людям с аутизмом"  Татьяна Голубович нашла возможность поделиться с нашими слушателями своим опытом открытия в Минске первого ресурсного класса для детей с РАС.  Более того, совместная работа Центра "Левания" и МБОО "Доброе дело. Помощь людям с аутизмом" в сотрудничестве с ГИУСТ БГУ и при поддержке посольства США в РБ вылилась в органичное продолжение нашего семинара - серию встреч и тренингов для родителей и специалистов с сертифицированным аналитиком прикладного анализа поведения из США Анастасией Шаповаловой.


Вот тут отчет как получилось продолжение. Те же и американский практик.

Ну что, кто не устал, для того еще выложу программу семинара.
И особо интересующимся чуть позже дам ссылки на текст/слайды/тезисы выступающих. Хорошо? Напишите мне  в комментариях, если кого интересует. Заодно пойму дочитал ли хоть кто-то до конца мой пост. :)

А пока - итоги семинара. Не то чтобы мы не увидели нюансов, которые надо подправить на будущее. Увидели. И да, мы хотели бы сущностно расширить программу, найти новых лекторов, привлечь еще других экспертов, затронуть области знаний о тьюторстве, котрых мы пока не затронули и зацепить еще и другие слои общества в наше движение. Но мы полагаем, что семинар нам удался.
Поданным материалом.
Привлеченной аудиторией.
Лекторским составом.
Совместной работой государственных структур и общественных организаций.
И еще одно - крайне важное -  сплоченностью и готовностью вместе делать общее дело негосударственными общественными организациями.  Это последнее - может не было первой задачей нас как центра "Левания", но было моим личным интересом и вызовом. И это тоже получилось.

Спасибо всем огромное за проведенную работу. И больше всех бессменному работникуномеродин в Левании - Алексею Константинову.
Занавес. Апплодисменты. Леша, не уходи так быстро. Кланяйся!

отчет, семинар, тьюторство, Левания

Previous post Next post
Up