Непорядочный порядок: аргументы ПРОТИВ использования площади общего имущества при расчете нормативов

Apr 25, 2017 20:05

…или Как установить справедливый норматив электроэнергии в целях содержания общего имущества
( В продолжение публикации от 17 апреля Нормативы: только исходя из объемов ресурсов для содержания и независимо от площади общего имущества)

ИНТРИГА
Интересное заявление сделала в конце марта саморегулируемая организация «Симбирский дом» (далее - СРО) о том, что нормативы электроэнергии (ЭЭ) на ОДН в Ульяновской области завышены. Конкретно: для девятиэтажек с лифтами норматив ЭЭ на ОДН, установленный Минэкономразвития (приказ №06-26 от 26 января 2015), в размере 4,166 кВтч на 1 кв. метр площади общего имущества, по мнению СРО должен быть ниже. Поэтому СРО, рассчитав свой размер норматива, обратилась с соответствующим заявлением в суд. У СРО получилось 1,249 кВтч. Метод расчета у СРО свой: показания приборов учета за 2016 год поделили на 12 месяцев и на соответствующие значения соответствующих площадей МКД. Информацию о МКД СРО взяла в УК «МегаЛинк»…
«МегаЛинк», кстати, одна из управляющих компаний, которая в январе-марте 2017 года начислили за ЭЭ на ОДН по нормативам, а не по показаниям общедомовых приборов учета ЭЭ.
Руководство «МегаЛинка» и СРО считают, что УК в связи с изменениями, внесенными ПП РФ №1498, являются «только исполнителями». И, поскольку в скандальном ПП ПФ №1498 записано - «не выше нормативов на ОДН», значит, нужно начислять по нормативу на ОДН. Не по 1,249 кВтч, конечно, а по «завышенному» - 4,166 кВтч. Больше, чем по ОДПУ...

ПРИЧИНЫ
Заявление СРО интересно по нескольким причинам.
Первая причина. Это первое заявление в среде УК о том, что какой-то норматив ЗАВЫШЕН (среди управленцев МКД более популярны утверждения о заниженных нормативах). ДО этого заявления СРО несколько лет утверждала, например, что занижены нормативы ХВС и ГВС на ОДН. Поэтому боролась в судах за применение метода аналогов в расчете нормативов на эти услуги на ОДН: метод аналогов давал увеличение нормативов на ОДН В РАЗЫ по сравнению с расчетным методом...
Причина вторая. ДО этого заявления управляющие компании характеризовали норматив ЭЭ на ОДН неизменно как «норматива хватает». «Хватает» - означает буквально то, что объем по нормативам ЭЭ на ОДН чаще всего был меньше объема по ОДПУ, что позволяло УК рассчитываться с РСО по ОДПУ, не накапливая убытки (хотя бы по одной коммунальной услуге)…
Причина третья. Арифметическая проверка расчета норматива не подтвердила заявленных СРО 1,249 кВтч, а дала намного больше - 3,2 кВтч, а на некоторых МКД даже больше норматива от Минэкономразвития - 4,6 кВтч. Хотя, арифметика для УК должна быть превыше всего…
Четвертая причина. Назвать арифметические манипуляции СРО «расчетом» норматива нельзя. Норматив на ЭЭ на ОДН рассчитывается в соответствии с ПП РФ №306, а никак не по среднему за 2016 год потреблению ЭЭ.
Пятая причина. «Норматив» СРО рассчитала просто: годовое потребление ЭЭ в 2016 году оборудованием, входящим в состав общего имущества, поделила на 12 месяцев и на общую площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме (Sои). Но. Загвоздка в том, что площади Sои, указанные в письме СРО в Министерство развития конкуренции и экономики области, в данных от «МегаЛинка» и в данных от «Ульяновскэнерго» ДЛЯ ОДНИХ И ТЕХ ЖЕ МКД РАЗНЫЕ!
К сведению: данные площадей у «МегаЛинка» совпадают с данными сайта «Реформа ЖКХ», а «Ульяновскэнерго» занималось начислением платы за ЭЭ в домах «МегаЛинка» до 1 января 2017 года.
При трех (!) данных Sои для одного и того же МКД возникает много вопросов. В том числе и по достоверности производимых «МегаЛинком» (и «Ульяновскэнерго», конечно) начислениях за ЭЭ на ОДН. Таблицы для сравнения - ниже.
Скорее всего, СРО просто ошиблась, предоставляя данные министерству по площадям. Однако, все же факт наличия разных площадей для одного и того же МКД (из разных источников) не может не настораживать. Поэтому причину такого расхождения необходимо выяснить. И срочно…

ПРЕДЛАГАЮ
Первое. Для исключения возникновения подобных ситуаций с разными площадями МКД, а также в связи с принятием новых нормативов - нормативов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества (КРСОИ), - которые предписано установить до 1 июня 2017 года, напомню свое предложение: ИСКЛЮЧИТЬ Sои из расчетов нормативов и объемов ЭЭ на ОДН (с 1 июня - КРСОИ). И не только для ЭЭ, но и для ГВС и ХВС. По логике, эта площадь и ее значения не нужны, потому что Sои СОКРАЩАЕТСЯ при расчете объемов коммунальной услуги на ОДН (или КРСОИ) для конкретного жилого помещения. Посмотрите на перемножаемые данные в двух формулах (первая - из ПП РФ №354, вторая - из ПП РФ №306).
17. Приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, газ, сточные воды, электрическая энергия), предоставленного на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле 15 (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498):



где:
Nодн - НОРМАТИВ потребления соответствующего вида коммунального РЕСУРСА В ЦЕЛЯХ СОДЕРЖАНИЯ общего имущества в многоквартирном доме за расчетный период, установленный в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306.

37. ВЕЛИЧИНА НОРМАТИВА потребления ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (кВт•ч в месяц на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме) определяется по следующей формуле: (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498) (формула 34)



Поскольку жилищным законодательством для расчетов нормативов и объемов коммунальных услуг на ОДН (и, уверен в случае принятия порядка расчета нормативов и объемов КРСОИ) ПРЕДУСМОТРЕНЫ РАЗНЫЕ Sои (для ХВС - площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны, а для ЭЭ добавляются площади ЧЕРДАКОВ И ПОДВАЛОВ), то исключение Sои из всех этих расчетов является просто необходимым действием. Потому что из расчетов исчезнет ненужный параметр, и, как следствие, будут исключены ошибки из-за неточного определения размеров Sои. Возможность МАНИПУЛЯЦИИ размерами Sои, понятное дело, будет ликвидирована.
Напомню, что такое же предложение содержится в направленном Медведеву обращении депутатов ЗСО (22 февраля сего года).

Третье. Исключение Sои из расчетов должно сопровождаться следующими мерами. Необходимо рассчитать норматив (в соответствии с требованиями законодательства) ЭЭСОИ для максимально возможного числа категорий МКД (в идеале - ДЛЯ КАЖДОГО МКД). Хотя бы потому что «природа» норматива «в целях содержания» уже другая: это не ОДН, а норматив ЭЭ для содержания КОНКРЕТНОГО МКД. Сегодня ПП РФ №306 для расчета нормативов ЭЭ при содержании предусмотрено ТОЛЬКО ЧЕТЫРЕ категории МКД, что, конечно же, чрезвычайно мало. Большие площади общего имущества, используемые при расчете платы за ЭЭ на ОДН особенно в малоэтажных МКД (имеющих площади общего имущества равные или больше площадей жилых помещений) при начислениях по нормативам на ОДН (а не по ОДПУ) - одна из основных ПРИЧИН БОЛЬШИХ платежей за ОДН.

Четвертое. Нужно установить порядок определения нормативов КРСОИ и предусмотреть их расчет в зависимости ОТ ПЕРИОДИЧНОСТИ выполнения услуг и работ, входящих в состав минимального перечня услуг и работ, и необходимого для этого ОБЪЕМА потребления соответствующего коммунального ресурса. Такой порядок определения нормативов будет прозрачен, понятен и справедлив.

ЧТО ДЕЛАЕМ?
КРАТКО:
РАССЧИТЫВАЕМ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ НОРМАТИВ - норматив на ЭЭСОИ ДЛЯ КАЖДОГО МКД. Этот норматив учтет индивидуальные особенности каждого МКД: наличие осветительных установок, силового и противопожарного оборудования и так далее.
ПОДРОБНО:
Из формул расчетов нормативов и объемов КРСОИ исключаем Sои - одну из причин больших начислений на ЭЭ на ОДН (для малоэтажных МКД с чердаками (и) или подвалами - точно).
Понятно, что для этого нужно внести изменения в ПП РФ №306. Учитывая, что Правительство РФ, Минстрой РФ давно находятся в состоянии комы и не реагируют на региональные запросы, нужно по максимуму использовать возможности субъектов. И действовать только В РАМКАХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА.
Избежать случайного (и негативного) влияния Sои можно и не убирая его из формул расчета. Просто нужно рассчитать норматив ЭЭСОИ ДЛЯ КАЖДОГО МКД (и тогда при расчете объема ЭЭСОИ Sои при перемножении дадут единицу). Для расчета норматива ЭЭСОИ нужны данные от УК, данные мощностей электрооборудования и осветительных установок в каждом МКД. (Пункт 37 приложения 2 ПП РФ №306 содержит перечень необходимых данных для расчета этого норматива.)
Опыт расчета нормативов на ОДН для нескольких сотен МКД, полагаю, у департамента по регулированию цен и тарифов есть (например, приказы по нормативам на ГВС и ХВС на ОДН лета 2013 года для почти трех тысяч МКД).
Думаю, что никто не сочтет нарушением установление индивидуальных нормативов, а не всего для четырех категорий МКД.
И возможности для манипуляций будут сведены к минимуму.
А в результате получим максимально корректный норматив ЭЭ в целях содержания общего имущества. Такой норматив, в котором будут учтены только те лампы, которые освещают подъезд, и то электрооборудование и той мощности, которое установлено именно в этом доме. И никаких тебе - площадей чердаков и подвалов…
ВПОЛНЕ РЕАЛЬНАЯ ЗАДАЧА.
КТО - ЗА? ))

Для желающих проверить расчеты, о которых шла речь - таблицы:

От «МегаЛинка»:



Сравнительная таблица (сводная) данных «МегаЛинка», СРО и «Ульяновскэнерго»:


ЖКХ, ОДН, нормативы

Previous post Next post
Up