Межпланетный апартеид

Aug 21, 2009 12:28




“Район №9” (“District 9”)

ЮАР /Новая Зеландия, Key Creatives, QED International, WingNut Films, 112 мин., 2009 г.

В ролях: Шарлто Копли, Джейсон Коуп, Сильвен Страйк, Ванесса Хэйвуд, Дэвид Джеймс и др.

Режиссер: Нейл Бломкамп
Авторы сценария: Нейл Бломкапм, Терри Тэтчелл

Над южноафриканским Йоханнесбургом уже двадцать с лишним лет висит инопланетный космический корабль. Его обитатели по прибытии не смогли самостоятельно выйти на контакт с воодушевленным человечеством, которому в буквальном смысле пришлось прорубаться к гостям с хлебом-солью. Увиденное мировую общественность ужаснуло - на борту толпилась жалкая, трясущаяся и порядком напуганная масса креветкоподобных тварей, при взгляде на которых «высший разум» - это последнее, что приходит в голову.

Южноафриканские власти под присмотром журналистов и международных правозащитников, переселили космических беженцев в специально созданный лагерь, раскинувшийся прямо на окраине Йоханнесбурга и получивший кодовое название «Район № 9». Однако совсем скоро выяснилось, что радость от встречи с инопланетными гостями будет недолгой. Моллюски, как окрестили их простые граждане, принялись бешено и бесконтрольно плодиться, жрать всякую дрянь с помоек, грабить и убивать людей и вступать в активные преступные связи с нигерийскими торговцами оружием, благо те быстренько организовали свою базу прямо на территории района. В общем, космические бомжи сделали все, чтобы местные жители их жутко возненавидели и начали требовать перемещения панцероносных соседей куда подальше.

Операция по принудительному выселению моллюсков в новый лагерь, к которому, судя по его виду, так и просится приставка «конц-», поручена крупной военной корпорации MNU, а функцию по индивидуальному вручению повесток в лапки каждого моллюска решено было возложить на заурядного идеалиста Викуса ван дер Мерве (Шарлто Копли), по совместительству приходящегося мужем любимой дочки крупного чиновника MNU. Викус счастлив, его семья тоже. Он - герой всех новостей. Он - большой начальник. Впрочем, раздражающе-отвращающее воодушевление, граничащее попеременно с идиотизмом и садизмом, обуревает Викусом ровно до той точки, после которой жизнь предлагает ему отведать всю гнусность природы человека на собственной шкуре.

Пожалуй, Бломкампу удалось то, что не удавалось в выбранном им жанре уже достаточно давно. А именно - снять настоящую, мощную, харизматичную и умную фантастику про инопланетян. Не пафосный политкорректный мудизм про спасителя - президента. Не историю слюнявого докера, неистово борющегося за свое простое американское счастье против гигантских ходячих комаров. И (что особо отрадно) не очередной умильный детский аттракцион спецэффектов с какими-нибудь роботами - раскладушками или ангелом-хранителем человечества, одетым в лосины.

“Район №9”, по сути своей, почти классическая антиутопия, за тем исключением, что картина не предлагает какой-то утрированной футристической тоталитарщины, свойственной стилистике жанра. Мир Викуса - это наш с вами мир, который мы видим, о котором читаем, и про который слышим каждый день. Псевдодокументалистская стилизация, которой Блокампу и продюсировавшему фильм Питеру Джексону уже попеняли, на самом-то деле - почти гениальный ход. Тарелка с пришельцами не спускается на пуп Земли, город Нью-Йорк, встречающий ее тысячами задранных в небо лиц. Из колонок не звучит патетически торжественный саундтрек, сдабриваемый звуками инопланетных двигателей и аппаратов. Ничего подобного.

Картина стартует не с сенсации, коей все мы, наверное, представляем себе живое доказательство тому, что люди не одни во Вселенной. Она прямо заявляет нам - эмоциональный экстаз сойдет достаточно быстро. После чего мы будем весьма придирчивы к своим гостям. И, если они не оправдают наших ожиданий, то перестанем быть дружелюбными и гостеприимными. Не-люди в этом случае станут для нас еще одной проблемой, сродни войне в Ираке, охоте за “Аль-Каидой” или принуждению Грузии к миру. В том смысле, что сенсация остается сенсацией всего лишь какое-то время. А потом все превращается в бытовуху. В конце концов, никто и не звал этих гадов есть из нашей юарской тарелки нашу юарскую кашу. Выбор измученной многолетней политикой расовой сегрегации ЮАР в качестве площадки для действия вообще выглядит более чем уместным.

Взаимоотношения миров в “Районе № 9”не вскрывают какой-то новой правды о природе человека, а просто в очередной раз обозначают, что люди в большей своей части - моральные уроды, готовые ради личной корысти на любую подлость. Те моллюски, которые долетели в фильме до Земли (а на их место в реальной жизни могут претендовать любые представители бедного и отсталого народа, “понаехавшие” в гости к народу более богатому и цивилизованному), наверное, тоже не сахар какие, но их почему-то жалко. Да, они примитивны и асоциальны. Но вовсе не их вина в том, что единственная метода, которой научилось так называемое цивилизованное человечество по части обращения с не соответствующими его стандартам особями, это метода заключения источника проблем в фильтрационный лагерь, обнесенный бетонным забором, с последующей реквизицией материальных ценностей. Под предлогом того, что их бывшие владельцы - недоразвитые и просто не в курсе, как это правильно и по назначению использовать во имя идеалов свободы и демократии.

Резюмирую: отменная фантастическая социальная драма

P.S. Отдельно хочу оговориться по поводу центрального персонажа фильма Викуса. Почему-то многие отзывы, которые я успел прочитать, пестрят укорами Шарлто Копли, который, де, создал откровенно картонный образ. Мол, таких идеалистов и наивных чудил и не бывает вовсе. Не соглашусь в корне, потому как сталкиваюсь с подобными персонажами чуть ли не каждый день. И людей его типа даже не нужно особо зомбировать на идею, они сами готовы в нее истово верить и при необходимости совершить нелепый самоубийственный подвиг во имя очередного строительства БАМа. Так что претензий к Копли я не принимаю. Хорошая работа. Под стать фильму.









кино, рецензия

Previous post Next post
Up