Визит к дантисту

Apr 14, 2008 00:24




"Марафонец" ("Marathon Man")

США, Gelderse, Paramount Pictures, 125 мин., 1976 г.

В ролях: Дастин Хоффман, Лоуренс Оливье, Рой Шайдер, Уильям Дэвэйн, Марте Келлер, Фритц Уивер, Ричард Брайт, Марк Лоуренс, Эллен Джозеф, Бен Дова, Лу Гилберг и др.

Режиссер: Джон Шлезингер
Автор сценария: Уильям Голдмэн

ВНИМАНИЕ! ВОЗМОЖНО ВЫСОКОЕ СОДЕРЖАНИЕ СПОЙЛЕРОВ!

- Это безопасно?
(Доктор Кристиан Зелл)

Молодой выпускник исторического факультета Томас Леви по прозвищу "Малыш" (Дастин Хоффман), готовящийся одновременно к защите диссертации и покорению марафонской дистанции в беге, неожиданно оказывается вовлеченным в преступную игру, соучастником которой был его брат "Док" Генри (Рой Шайдер). Уверенный, что брат преуспевал в нефтяном бизнесе, Малыш выясняет, что на самом деле Док был агентом под прикрытием государственной разведки, расследовавшим дело Кристиана Зелла (Лоуренс Оливье) - знаменитого военного преступника, участвовавшего в геноциде евреев и известного под кличкой "Белый Ангел". Абсолютно далекий от мира спецслужб и знакомый с нацистами лишь по историческим эссе, Малыш становится участником схемы, где для кого-то на кону стоят бешеные деньги, а для него - собственная жизнь.

Команда создателей "Марафонца" подобралась по состоянию на 1976 год просто суперзвездная. И, что немаловажно, вполне сыгранная.

Режиссер Джон Шлезингер уже имел в своем активе професиионального "Оскара" за "Полуночного ковбоя" (1969). Взять приз ему, безусловно, помог исполнитель роли Малыша Дастин Хоффман, блистательно сыгравший в том фильме одну из двух главных партий.

С писателем Уильямом Голдманом, по чьим книге и скринплею поставлен "Марафонец", Хоффман работал в 76-м году параллельно на съемках фильма "Вся президентская рать". За эту политическую драму, к слову, Голдман отхватит свою золотую статуэтку ("Лучший адаптированный сценарий"). Но это будет позже, а к моменту начала съемок "Марафонца" в активе Голдмана уже был главный приз Американской Киноакадемии, полученный сценаристом за классический вестерн "Бутч Кэссиди и Сандэнс Кид" (1969).

Еще одним участником собрания кинозвезд стал классик английской актерской школы сэр Лоуренс Оливье, собравший к своим неполным 70-ти целую коллекцию всевозможных призов и наград, включая и "гамлетовского" "Оскара" 49-го года. И не забудем про исполнителя роли Дока Роя Шайдера, успевшего в 70-х блеснуть своими ролями в знаменитом "Французском связном" (1971) и культовых "Челюстях" (1975).

Что же получилось у этой мегазвездной компании? А получилось здорово. Если отбросить некий нарочитый нацреваншизм политической составляющей картины, то фильм, безусловно, имеет полное право именоваться первоклассным триллером. Сюжет подкупает интригующе выстроенным саспенсом со столь любимыми поклонникам детективов "маячками" и ладно отточенными деталями. Лихие повороты заставляют, пользуясь терминологией Эркюля Пуаро, работать наши зрительские серые клеточки по полной программе. Ощущения примерно такие, словно сидишь перед большим паззлом, кусочки которого плавно и обстоятельно находят своих соседей, не спеша открывать всю задуманную создателем картинку.

Развязка здесь, в свою очередь, держит в таком напряжении, что на коленях могут остаться следы впившихся в них пальцев, а на пальцех - отметины зубов. Шлезингер и Ко создали целый ряд, сколь убийственно мощных, столь и пугающе натуралистичных эпизодов, способных составить конкуренцию любому, даже самому страшному, фильму ужасов.

Это, в первую очередь, сцена дантистских упражений Зелла, с его знаменитым маниакально многократным вопросом "Is it safe?", обращенным к Малышу. Уровень напряжения в кадре там зашкаливает за все красные линии. А эпизод в квартире Малыша, когда запершийся в ванной Том, понимая безысходность своего положения, лезет в панике чуть ли не на потолок? Уже было, говорите? Может быть. Но в исполнении Хоффмана эта сцена - настоящее испытание для нервов. Мурашки бежали по моей спине, словно стада жеребцов из горящего леса. Сильно, очень сильно снято и сыграно.

Понравилась мне и прорывавшаяся временами по-еврейски здоровая национальная самоирония - с тем же дедушкой, решившим сокрушить "Мерседес" мнимого (откуда ему знать-то, кто там в самом деле в машине?) наци, или, еще в большей степени, в эпизоде с 47-й стрит, куда Зелл приходит сдавать свои цацки. Помимо двух людей, узнавших в нем своего мучителя, всем остальным оказывается глубоко по барабану тот факт, что по другой стороне улицы идет убийца, возможно, и их родных и близких.

Традиционно пройдемся по актерским работам. Отлично отработал Хоффман, в ключевых эпизодах показавший запредельно блестящий уровень мастерства. Во многом благодаря его усилиям, фильм из просто триллера превратился еще и в драму о преодолении человеком себя. Драму о том, как важно перестать жить воспоминаниями и выкинуть все скелеты, пылящиеся в шкафу своего прошлого. И, если ты мечтаешь о своем марафоне, будь готов к тому, что это будет гонка на перегонки со смертью. Не менее напряженная, чем олимпийский забег твоего кумира.

Но, при всем уважении к Хоффману, настоящей жемчужиной проекта стал Лоуренс Оливье, который за своего доктора Зелла номинировался на "Оскара"-77 (лучшая мужская роль второго плана). По признанию целого ряда критиков, "Марафонец" стал лучшей его работой в американской части карьеры. Что ж, спорить с тем, что Зелл в исполнении Оливье великолепен, я даже не собираюсь. Один из самых мощных и демонических злодеев из числа тех, кого мне довелось видеть в кино.

Хорош здесь и Рой Шайдер, который ролью Дока подтвердил свою репутацию голливудского секс-символа, сложившуюся после "Французского связного". Причем занятно, что в книге Голдмана Док - гомосексуалист, но Шайдер решил не акцентировать на этом внимания. По крайней мере, я бы никогда его героя в этом не заподозрил. Шайдер вывел совершенно "мачистый" образ шпиона, в котором отчетливо проскальзывают черты шонконнерийского Бонда. Неужто в Бонде найдется что-то нетрадиционное?

Из актеров/актрис, занятых во второстепенных ролях, больше других понравилась Марте Келлер. Ее переживания по ходу действия были очень естественными и искренними. А в концовке с сожалением подумалось, что на десять гадких херров всегда найдется одна хорошая фройляйн.

Еще раз оценивая "Марафонца" в общем, не могу, сказать, что в фильме все идеально. Есть и свои видимые минусы. Например, явное несоответствие возрастных категорий Хоффмана и его героя. Актеру на момент съемок стукнуло не 25, как должно быть выпускнику американского университета, а уже целых 39. И эта разница, в отличие от  "Выпускника", где один из моих самых любимых актеров также играл студента, чувствуется прилично.

Второе (И ЗДЕСЬ НУЖНО СТАВИТЬ БОЛЬШОЙ СПОЙЛЕР), чего я не понял уже в плане сюжетной логики - почему все-таки Зелл пошел за камнями в банк, не удостоверившись, что все будет "safe". Он так много усилий приложил для выяснения этого вопроса безопасности, а в итоге на него просто наплевал.

Ну, и третья претензия у меня будет к концовке. Уж больно она вышла "елейной". После того жесткача, который происходил вплоть до последних десяти минут, точка над "i" получилась похожей больше на невнятную кляксу. К слову, я нашел в сети оригинальный финал романа Голдмана, который выглядит куда правдоподобнее и естественнее прилизанно "киношного" варианта, на котором, по слухам, настоял Хоффман. Остается вопрос, зачем он на нем настаивал?

Резюмирую: сильное кино с мощными актерскими работами, убедительной режиссурой, но явно хромающей концовкой. Кстати, давно ли вы были у дантиста?

Кадры из фильма:








кино, рецензия

Previous post Next post
Up