Жил да был брадобрей - на Земле не найти добрей

Mar 11, 2008 16:50




"Суинни Тодд: демон - парикмахер с Флит стрит" ("Sweeney Todd: The Demon Barber of Fleet Street")

США, DreamWorks, Warner Bros., Film IT, Parkes/McDonald Production, The Zanuck Company, 116 мин., 2007 г.

В ролях: Джонни Депп, Хелена Бонэм Картер, Алан Рикмэн, Тимоти Сполл, Саша Бэрон Коэн, Джейми Кэмбелл Бауэр, Лора Мишель Келли, Джейн Визенер, Эд Сандерс и др.

Режиссер: Тим Бертон
Авторы сценария: Кристофер Бонд (пьеса), Джон Логан, Стивен Сондхайм, Хью Уиллер (оба - мюзикл),

Конечно, Суинни Тодду далеко до славы другого, более широко известного, британского “мясника” - Джека Потрошителя, однако в Англии легенда парикмахера - убийцы в свое время наводила страх не меньший, чем ужасающие рассказы об исследователе внутренних органов лондонских проституток. Кроме того, Риппер не мог похвастать наличием прелестной сообщницы - мисс Ловетт, выпекавшей из мяса жертв Тодда пироги.

Неудивительно, что эта легенда привлекла внимание одного из главных выдумщиков Голливуда Тима Бертона, славящегося своим интересом к мрачным мифами и преданиям. Хотя изначально работать над фильмом взялся не он, а оскароносный режиссер оскароносной “Красоты по-американски” Сэм Мендес, пригласивший для написания сценария Джона Логана, работавшего ранее над “Гладиатором” и “Последним самураем”. Однако у Мендеса не задалось, и в 2005-м он оставил проект, который, впрочем, не собиралась бросать студия Стивена Спилберга DreamWorks, владевшая эксклюзивными правами на экранизацию. И вскоре по их приглашению съемочную группу возглавил Тим Бертон.

У Мендеса ранее возникали серьезные проблемы с кастингом, в том числе и на главную мужскую роль. Бертон в этом плане не раздумывал ни минуты, с самого начала своей работы над фильмом зная, что Суинни Тодда будет играть его любимчик Джонни Депп. А когда стало ясно, что, благодаря юношескому опыту в группе The Kids, Депп может вполне сносно спеть партию своего персонажа, продюсеры картины дали окончательное добро. Что интересно, ранее, в 2001-м, Депп снялся в фильме про Джека Потрошителя "Из ада", так что “Суинни Тоддом” он продолжил свою коллекцию работ в историях про лондонских маньяков.

К слову о вокале, пришлось озадачиться им и другим актерам, занятым в главных ролях - гражданской жене Бертона Хелены Бонэм Картер, сыгравшей демоническую подругу Тодда, пекаршу мисс Ловетт, и Алану Рикмэну, исполнившему роль развратного судьи Терпина. Но, если Картер даже брала специальные уроки пения, то Рикмэн просто вспомнил былое - в свое время этот английский актер профессионально уже "ставил" себе голос.

В основу фильма, как собственно и театрального мюзикла Стивена Сондхайма, положена пьеса Кристофера Бонда, написанная им в 1973 году. Бонд решил раскрыть мотивы Суинни Тодда, по преданию, убивавшего своих клиентов ради совместной с мисс Ловетт наживы. Согласно версии драматурга парикмахер не всегда был безумцем - в молодости брадобрей по имени Бенджамин Баркер (Джонни Депп) женился на девушке сказочной красоты. Однако, по приказу похотливого судьи Терпина (Алан Рикмэн), положившего на нее глаз, Баркер был сослан на каторгу. Через 15 лет герой возвратился в Лондон под именем Суинни Тодда. Он поселился в своей старой квартире, которую ему вновь сдала мисс Ловетт (Хелена Бонэм Картер), с одной лишь целью - отомстить судье и его мерзкому помощнику Бэмфорду (Тимоти Сполл). Однако, попытка вендетты оказывается неудачной, и, узнав, что у Терпина, ко всему прочему, в заточении находится его дочь Джоанна (Джейн Визенер), герой Деппа от безысходности сходит с ума. В приступе бессильной ярости он решает убивать всех, кто попадется под руку, причем в прямом смысле, он же брадобрей. И это находит полное понимание у его партнерши, мисс Ловетт, предложившей Тодду упоминавшийся выше совместный бизнес “на пирогах”.

До сих пор, уже третий день после просмотра, не могу отделаться от странного впечатления - вроде бы коронная стилистика Бертона, вроде бы абсолютно депповская роль, а вот, черт его знает почему, но по-настоящему фильм не зацепил. Правильно написал френд as_ne4aev - нет в этой картине честности. Как показалось, Бертон пошел в это раз дорогой не вдохновения, но коммерческого расчета. И, спору нет, он скроил ладный материал. Но для тех (и для меня тоже), кому дороги его ранние хиты, вроде “Битлджюса”, “Бэтмэна” или “Эдварда Руки-Ножницы”, “Суинни Тодд” может показаться в большей степени вторичной работой, нежели каким-то новым откровением.

И дело здесь совсем не в том, что они поют. Как раз поют-то они неплохо, хотя и гораздо менее зажигательно, чем герои “Кошмара перед Рождеством” (впрочем, и стилистика картин разная). У меня просто возникло ощущение, что проект “перегорел” в голове режиссера, мечтавшего об экранизации еще со студенческой юности. В итоге Бертон, как бы это правильнее сказать, испугался сделать его слишком авторским, а потому прилизал все настолько, что не оставил места самовыражению. На протяжении всей картины не покидает ощущение, будто бы все это уже где-то было, причем где-то у самого Бертона. То Депп с бритвой отошлет к “Эдварду Руки-Ножницы”, то грим покажется до боли напоминающим прорисовку анимационных героев “Кошмара перед Рождеством” и “Трупа невесты”.

Неоднозначными получились и актерские партии. Например, я не испытал особого восторга от работы горячо почитаемого мной Джонни Деппа. Спору нет, он исполнил сложную роль Тодда неплохо. Но опять-таки, это далеко не ураган, и совсем не “Оскар”. И уж точно не лучшая роль в его карьере. Я, безусловно, понимаю, что образ безумца - парикмахера трагичен, но, если уж Бертон взялся превращать трагедию в фарс (а именно в этой стилистике выстроены, к примеру, воспоминания Тодда о жене и дочери и его “сражение” с конкурентом Пирелли), то эмоций у Деппа могло быть и побольше. В первой части картины они еще проскальзывают, а потом Тодд просто каменеет. В конце концов, это же мюзикл, а не шекспировская драматическая постановка.

Не особо понравился и сюжетный оппонент брадобрея, в роли которого снялся Рикмэн - судья Терпин у него получился каким-то скучным и нежизненным. Насколько Рикмэн убедителен в “Гарри Поттере”, где он играет готичного Северуса Снейпа, настолько же он здесь “какой-то никакой”. Не чувствуется там характера.

А вот Хелена Бонэм Картер порадовала. Я, если честно, видел ее до того в серьезной роли лишь пару раз (самая запоминающаяся - в “Бойцовском клубе”), тем интереснее было открыть для себя действительно сильную исполнительницу. И, учитывая те сложности, с которыми ей пришлось столкнуться при подготовке к фильму, Картер вызывает еще больше уважения.

Несомненными удачами картины считаю и еще две актерские работы. В первую очередь, это очень яркий образ конкурента Тодда, синьора Адольфо Пирелли в исполнении Саши Бэрона Коэна (он же Али Джи, он же Борат). Эпизоды с ним - просто блеск. Ну, а вторая роль - это помощник судьи Бэмфорд, сыгранный Тимоти Споллом. Вот уж где злодейская харизма! Совершенно очаровательный мерзавец получился. Даже лучше, чем его же Пети Петигрю - человек-крыса из “Гарри Поттера”.

Резюме: в общем, фильм получился неплохим, и потраченного на него времени мне нисколько не жаль. Но все же от Бертона вот уже который раз я ожидал сильно большего, чем просто коммерчески выверенный пересказ самого себя.

P.S. Да, и еще - мне совершенно не понравился скомканный финал. Было бы куда как убедительнее, если бы в роли мальчика оказалась его собственная дочь. Тогда и смысловой круг замыкается гораздо более эффектно...

Кадры:



После той чудесной стрижки кошки были словно мышки



Интересно, фамилия Пирелли - это скрытый продакт-плейсмент производителей шин, или просто совпадение?



Обходились же раньше без плавающей головки...




кино, рецензия

Previous post Next post
Up