Белорусская церковная готика ч. 4

Feb 01, 2011 23:53

Белорусская церковная готика. Завершение.

В завершении хочу упомянуть о храмах 10-12 веков.
Многие из этих храмов в 15-16 веках подверглись перестройке и получили готические черты.

Так всем известная коложская церковь в середине 16 в выглядела так:





Как видно, исчез купол, рядом со входом появилась каменная колокольня, а над передней частью храма появился высокий готический шпиль. Первоначальный храм несколько раз горел и разрушался. Первый раз в 1183 «от блистания молние и шибения грома», потом во время нападений крестоносцев. Вид на рисунке храм получил, после того, как был капитально отремонтирован в 1506 Богушем Богувитиновичем. Наибольшим изменениям подверглась верхняя часть стен и своды храма. Несмотря на разрушения 19в и сейчас можно увидеть значительные фрагменты кладки 16в:




Сходный вид получила и аналогичная ей Пречистенская церковь:




Затронули перестройки и Полоцк. Так многие считают перестройку полоцкой Софии в 15 в образцом, по которому дальше создавались остальные храмы-крепости.

Вот как выглядит София на планах города 16 и начала 18 в:




Как видно, рисунки весьма схематичны, и к сожалению, более детальных данных нет. Разрушение 18в. не оставило от этой части храма ничего. В частности, неизвестно, что из себя представляли башни храма, т.к. археологам не удалось найти никаких следов их фундаментов.

Еще один интересный объект: Борисоглебская церковь Бельчицкого монастыря в Полоцке середины 12в.
Этот храм был разрушен в 30-е годы 20в, но в 1928 был обследован российским историком Хозеровым. Вот как храм выглядел в 1928 году:




Бросается в глаза большой стрельчатый оконный проем на главном фасаде. На боковом имелся аналогичный:




Как видно из плана была полностью переделана алтарная часть.

Еще фото и описание можно увидеть здесь:
http://wouk.livejournal.com/5387.html

Вот известные переделки храмов 10-12 вв в готическую эпоху. Но возможно их было и больше. Ведь один Бельчицкий монастырь имел четыре храма, два из которых известны только по фундаментам.

А теперь, я хочу немного порассуждать об истоках белорусской церковной готики. Тут нет таких разночтений и споров, которые можно наблюдать вокруг виленского барокко. Белорусские мастера ориентировались на достижения европейской кирпичной готики. Причем по мнению многих, первоисточниками служили больше гражданские объекты, а не церковные.

Из того, что я видел в сопредельных странах, больше всего сходных элементов можно увидеть в памятниках архитектуры Польши, что в принципе не удивительно. НО. Больше всего аналогий прослеживается не на собственно польских территориях, а на бывших Орденских землях, т.е. территориях с наибольшим немецким влиянием в готическую эпоху.

Например, декор из выступающего профильного кирпича со стрельчатыми арочками наверху из Торуня, близкий к декору церкви в Новогрудке:




Вот небольшой храм в Хелмно, небольшом польском городке, также принадлежавшем ордену:




Его пропорции весьма близки к достаточно приземистым белорусским храмам. Также можно увидеть аналогии в треугольном фасаде с выступами-пинаклями с фасадами Мурованки и церкви в Кодне.

Во многих храмах этого региона можно увидеть башни у главного фасада, правда обычно они не играют самостоятельной роли и мало приспособлены к обороне, а служат для прохода на хоры или чердак храма.




Вот фасад из Гданьска, с распространенными у нас сдвоенными нишами.




А вот оттуда же, фасад с рядами ниш, почти как в Сынковичах:




Как написали в одной из российских книг про Сынковичи: «храм больше похож на готический жилой дом». Что же, судите сами. Познань:




Вот еще один объект в очень известном месте, но практически не известный туристам, Мальборк, приходской костел:




Сама композиция храма не имеет у нас аналогий: двухнефовый зальный храм с двойным фасадом, но элементы декора знакомые: те же ниши с двойным верхом, декор входного проема в виде киля, аналогичный имеющемуся в Мурованке, оштукатуренные и побеленные оконные проемы.

И самое галавное - башни у главного фасада. Они здесь скорее декоративные и не имеют оборонной функции, но тем не менее они составляют важную часть фасада. Кроме того, вертикальные ребра башен сильно напоминают нижний ярус башни виленской Пречистенской церкви.

И еще один момент касающийся башен. Как я уже писал, фундаментов башен в полоцкой Софии не найдено. Многие авторы отвергают возможность того, что башни были сделаны в виде эркеров, но здесь мы видим именно такую угловую башню, не имеющую фундамента.
Вторая версия - башни были надстроены над крайними нефами храма, примерно как в Межириче http://darriuss.livejournal.com/598601.html или Остроге: http://darriuss.livejournal.com/597914.html

Также здесь можно увидеть фрагменты декора из пережженного кирпича в виде косых крестов, который также встречается в храмах крепостях, в частности в Супрасле.(говорят похожие кресты есть под штукатуркой в Новогрудской церкви)

Зал тоже изрядно напомнил мне главный неф церкви в Мурованке:




Теперь перейдем к Святодуховской церкви в Витебске. Этот храм, как я уже рассказывал был построен при Альгерде. Увы наилучшее его изображение выглядит так:




С чертежа Витебска 1664 г.
У храма весьма своеобразная композиция. Он состоит из трех главных объемов: притвора, основного объема и апсиды, каждый из которых покрыт шатровым завершением. Подобная конструкция типична для трехсрубных деревянных храмов. Хоть этот храм и был каменным, ничего удивительного нет. Но есть еще два шатра - над пристройками около алтарной части. Подобная схема по-моему не встречается ни в деревянном зодчестве, я также не знаю ее аналогов в византийских храмах.
А вот романские и готические аналогии напрашиваются. Сразу же вспоминаются башни у апсиды костела св. Симеона и Елены в Минске, или у пражской романской базилики св Юрия. В готике можно привести пример Познани:




Кафедральный костел Петра и Павла, вид сзади.

И кстати, есть еще одна витебская аналогия. Две дополнительные башни у апсиды имел деревянный иезуитский костел.

В завершение хочется добавить, что наследие православные готические храмов-крепостей можно найти в более поздних храмах других конфессий. Так виленский Бернардинский костел выглядит как увеличенная и слегка усложненная версия Сынковичской церкви:




Уже в 17 в был построен оборонный костел в Камаях:




Четырехбашенная композиция встречается среди сарматских костелов, например в Глубоком:




Также см http://varandej.livejournal.com/344218.html

Ну и также четырехбашенным построен протестантский храм в Кейданах, одном из главных владений протестантской ветви Радзивиллов:

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:ReformaticChurchKedainiai.JPG

На этом мой рассказ о белорусской церковной готике заканчиваются.

P.S. За предоставленые фотоматериалы хочу высказать огромную благодарность замечательной девушке Елене.
Previous post Next post
Up