Белорусская церковная готика ч.3

Jan 24, 2011 14:47

Белорусская церковная готика

Кроме храмов крепостей в 15-16 строились и православные храмы других типов. Многие из них мало отличались от современных им католических.






Итак, наверное, самая известная из таких церквей: Борисоглебская церковь в Новогрудке. Храм построен в 1519 году на месте церкви 12в. на средства Константина Острожского. Церковь имела почти квадратный зал и большую граненую апсиду. Фасады церкви украшал декор из профильного кирпича в виде вертикальных тяг и арок стрельчатой формы. Также на фасадах расположены многогранные контрфорсы.

Храм несколько раз существенно перестраивался. Так в первой половине 17 века была увеличена длина храма, и для этого разобрали первоначальный фасад и сделали новый с двумя башнями.
Что интересно, новый фасад получил не барочный декор, а был сделан нарочито архаичным. Вот его изображение на старом рисунке:




Вид фасада мне сильно напоминает некоторые романские храмы, в частности костел святого Андрея в Кракове




Возможно, он и был образцом, по которому переделывали церковь.

В 19 веке церковь попытались переделать в псевдо-русском стиле, что как обычно привело к не лучшему на мой взгляд с т.з. эстетики результату:




Были полностью оштукатурены фасады, сделан высокий купол по центру, для этого разобрали свод 16 века, понижена крыша, навешаны кокошники и т.д.

В 20-е годы храму частично вернули облик 19 века.

Этот вид сохранялся до последних дней. Еще летом храм выглядел вот так:







Увы, сейчас храму уже возвращены некоторые псевдо-русские элементы. Вот как по замыслу связанных с православной церковью архитекторов (лично мне хочется взять это слово в кавычки)




Единственное достоинство проекта: частично раскрывается старая кладка. Хотя я не могу понять, почему только частично.
Кстати, эти же товарищи сделали реконструкцию того, как выглядел фасад:




Свое мнение могу высказать так: «это вряд-ли»
Например, в литературе упоминается, что на чердаке найдены остатки первоначального фасада, и там такой же декор из профильного кирпича. А на предлагаемой реконструкции профильный кирпич оканчивается ниже. Правда с точностью судить не могу, у этой церкви я на чердаке в отличие от Сынкович не был.

Основной объем храма, в отличие от главного фасада, неплохо сохранился, только покрыт штукатуркой:




Алтарная часть:




Как видим здесь практически отстутствуют оборонные элементы, стены прорезаны заметно большими высокими окнами, по сравнению с церквями-крепостями.

В интерьере сохранилась значительная часть первоначальных готических нервюрных сводов.







Еще интересный момент: иконостас 19 века выполненный не в псевдорусском, а в барочном стиле.




Таких на самом деле в Беларуси не так уж и много. Сходу можно вспомнить иконостас в бывшем костеле Кармелитов в Глубоком, о котором недавно рассказывал френд varandej:
http://varandej.livejournal.com/344218.html
Сам иконостас можно увидеть здесь:
http://antonsm.livejournal.com/5804.html

Следующий, заслуживающий внимания храм: виленская Николаевская церковь. Нынешнее здание было построено в 1514 году также Константином Острожским. Изображение храма есть на гравюре Маковского. На ней храм имеет высокий готический фронтон ступенчатой формы, и рядом с храмом находится высокая башня.

В результате пожаров 1747-1748 годов храм был сильно поврежден, разрушены своды в основном объеме. Сохранились только в апсидах. Кстати это единственный из виленских православных храмов, в котором хотя бы частично сохранились старые готические своды.
После пожаров храм был перестроен в стиле виленского барокко, самое старое подробное изображение храма показывает его именно в таком виде:




Интересная деталь, храм был построен чуть в глубине, и перед ним построили жилой дом. Я что-то подобное до сих пор видел только на Староместской площади в Праге, где собор Марии находится также за жилыми домами.

В 19 веке храм снова переделывают, жилой дом разобрали. А храм приобрел вид смешенного византийско-романского стиля, примерно такого же как у Пятницкой церкви неподалеку.
В таком виде он и дошел до наших дней. Вот как выглядела церковь три недели назад:




Вот как выглядит боковой фасад:




А вот как алтарная часть. В отличие от новогрудской, эта церковь имеет три апсиды:




Что интересно, у апсид сделаны две небольшие башенки. И мне очень хотелось бы знать: это первоначальный элемент, или фантазия российских архитекторов 19в. В любом случае получилась интересная символическая связь с храмами-крепостями.

А вот как выглядит нижняя часть башни. Можно обратить внимание на большое количество стрельчатых ниш, в одной из которых даже остатки росписи. Возникает тот же вопрос: это первоначальное, или творчество 19в.




Интерьер сейчас имеет чисто псевдорусский вид, готические своды полностью закрыты высоким иконостасом.

И для любителей старых советских актеров, на соседнем доме, который, насколько я знаю также принадлежал церкви можно видеть такую табличку




Еще один храм сохранившийся фрагментарно: виленская Воскресенская церковь.
Она была построена в начале 16 в а в начале 19 века пришла в запустение и перестроена в жилой дом.
Вообще этот период, наверное самый тяжелый для старых православных храмов, униатская церковь не имеет государственной поддержки, православные еще ее не получили в том объеме, который имели во второй половине 19в. И после разделов РП восточные церкви, потеряли поддержку у значительной части городского населения и дворянства. В результате именно в это время многие виленские храмы приходят в запустение и разрушаются.
Сейчас от церкви осталась одна стена:




Раскрыта готическая кладка с декоративным поясом и высокие окна храма.

Еще один храм, который не дошел до нас - Симеоновская церковь в Гродно. Известно ее изображение на гравюре 1568г.




По центру находится ратуша, а слева от нее церковь. Церковь располагалась на месте современного Иезуитского костела. Она существовала до середины 17 века, но после пожара, в 17в у общины не нашлось средств на восстановление, и место заняли иезуиты.
Храм уникален по многим параметрам. Во-первых, если судить по гравюре это базилика, что в те времена в Беларуси встречалось крайне редко, и еще реже среди православных храмов. Во-вторых у храма, похоже отсутствует выделенная алтарная часть. У нас известны подобные костелы и протестантские храмы, для православного это очень неожиданно. Тут правда можно сделать поправку на некоторую условность изображения объектов на гравюрах.

И единственный отлично сохранившийся не оборонный готический православный храм. К сожалению находится он не в Беларуси, а в Польше, в городке Кодень, совсем недалеко от Бреста и белорусской границы соответсвенно. Святодуховская церковь в Кодне была построена в 1520г на территории замка. Ее основателем был новогрудский воевода Павел Сапега. В 1817 церковь была закрыта, но сохранилась и сейчас используется как костел. Вот как церковь выглядит сейчас:







В церкви полностью сохранились не только фасады но и готические своды интерьера.
Вот здесь можно увидеть кое что, плюс более подробный рассказ.

http://www.liveinternet.ru/users/irena_dominique13/post62056276

А на закуску несколько спорных объектов:



Этот минский объект 16 века известен как Холодная синагога, существовашая до 70-х годов 20-го века. Но некоторые православные источники утверждают, что это здание было провославной часовней, которую злобные поляки отобрали и передали евреям. Скажу честно клерикальным православным источникам я не доверяю они очень любят выдавать выгодные для них но абсолютно недостоверные данные. И до недавнего времени я бы и не вспомнил об этой версии, если бы прошлой осенью не увидел снаружи часовню виленского Бернардинского костела:




Как видим, некоторое сходство на лицо.
Версия для меня все равно остается маловероятной, но она уже не находится в списке «абсолютный бред».

И еще загадка, точного ответа на которую наверное не знает никто. Вот этот рисунок:




Подпись гласит, что это церковь времен Альгерда. Вообще-то подобным рисункам времен Российской империи доверять надо очень осторожно, потому как слишком многое из них полны фантазий причем политически обусловленных. В прошлом посте я уже об этом говорил. Правда тут мы видим несколько другой случай: остатки готического декора. Это явно не времена Альгерда а 16 век, но тем не менее. Декор весьма напоминает тот, который можно видеть на фасадах Борисоглебской церкви в Новогрудке, такие же несколько уровней стрельчатых арок из кирпича. Также весьма характерны круглые окошки, которые мы можем видеть и в Супрасле, и в Кодне.
Мне приходилось слышать утверждения литовцев, что это не храм, а остатки купеческого подворья, кстати российского. Но вот незадача, я лично не знаю примеров подобного декора на жилых домах этой эпохи. Собственно виленские готические жилые дома выглядят совсем иначе. А вот в храмовых постройках, причем именно православных подобные примеры есть.
Также есть версия, что это остатки фасада упомянутой Воскресенской церкви, но расположение соседних зданий на рисунке сильно противоречит этому. В общем, загадка.

На этом на сегодня и закончим. Продолжение следует.

P.S. При подготовке материалов использовались фото, предоставленые замечательнейшей девушкой Еленой. За что ей особое спасибо!
Previous post Next post
Up