Зачастую обыватели и журналисты в своих оценках городского пространства концентрируются на локальных проблемах, как, например, заставленные машинами дворы или удаленность объектов социальной инфраструктуры от непосредственных пользователей. То есть пользователь сначала покупает квартиру там, где эти проблемы очевидны, а потом объявляет себя жертвой номер один. Заставленные дворы - проблема всего города и жалеть тут нужно всех одинаково. К сожалению, парадигма нашей городской эволюции - это алиенация, отчуждение, если хотите. А не интеграция, как во всех современных городах. Об этом говорят шлагбаумы и заборы, которых становится все больше и больше. Архитектура нашего города безразлична к его ландшафту, к людям в нем живущем и к самой себе. Город развивается непоследовательно и, что самое ужасное, без какой-либо ощутимой стратегии. А ведь стратегии были. И неплохие.
В студенчестве я был поражен идеей создания зеленого луча - променада соединяющего набережную, парк Горького, пл. Революции, бульварчики вдоль краевой администрации, скверик Сурикова, пойму Качи, Юдинский сад и подножье караульной горы. Помимо очевидного экологического профита, город приобрел бы перпендикулярный основным улицам пешеходный маршрут. Представьте себе как классно было бы прогуляться или проехать на велике от набережной одной реки к набережной другой...
Идея родилась где-то в недрах Ленгипрогора в середине восьмидесятых, а когда о ней узнал я (2002-2003 год) ее реализация уже была крайне затруднительной. Уже был построен Красной армии 18, началось строительство дома, в котором сейчас «Свинья и бисер». За последующие 5 лет непонятным образом разрослась мебельная фабрика, вокруг которой появилось с пяток разнокалиберных офисных зданий. Весь этот сомнительный ансамбль напоминает муравейник. Где вход, где выход, где пожарные проезды? Вместо променада квартал протяженностью более 600 метров имеет всего два хилых пешеходных перешейка, которые еще и не просто найти.
Как бы там ни было, вдохновленные идеей «луча», мы с Антоном Кулаковским, выбрали эти кварталы для проекта реконструкции исторического центра, когда учились на 5-м курсе. Прошло 6 лет и сейчас этот проект мне кажется наивным и смешным в своих пластических и композиционных приемах, но в нем есть главное - попытка комплексной оценки территории, попытка решить проблемы города, а не создать новые.
На дворе 2011 год. Мир покрывает wi-fi, gsm, люди живут в социальных сетях, а городские чиновники говорят нам, что красота зданий определяется одинковостью остекления и цветными балкончиками. Сейчас так не рассуждают даже школьники. В квартале Х появится еще одна крепость со шлагбаумами на въездах, безразличная к городу и его жителям. И в этом смысле
произведение Валерия Ивановича Крушлинского мало чем отличается от панельных домов Сибиряк-проекта.
Я считаю, что у города нет более ценных резервных территорий, чем пойма Качи, берег Енисея, территория Комбайнового завода и остров Молокова. Проектирование и строительство здесь должно иметь конкурсную основу, подчиняться жестким градостроительным регламентам, процессы должны быть открыты, общественно прозрачны, и находиться под пристальным наблюдением власти. Если в квартале Республики-Обороны забьют хоть одну сваю, начинать будет поздно.