Первое пришествие поезда

Jan 24, 2022 08:39

image Click to view



Существует устойчивая легенда, что во время первых киносеансов, публика, видя приближающийся поезд, в страхе вскакивала и спасалась бегством. Было ли так на самом деле или нет, вопрос довольно-таки интересный, я же пока что разберусь с тем, что означает такого рода реакция на увиденное. А человек, испугавшийся кино-поезда, совершил два важнейших интеллектуальных действия. Во-первых, он совершил великое открытие и, во-вторых, он допустил грубейшую ошибку. А точнее сказать, он почти что совершил великое открытие, но все-таки не совершил его из-за совершенной грубейшей ошибки. Открытие состоит в том, что поезд РЕАЛЕН. Зритель испугался именно реального поезда, - если бы он не полагал его реальным, то не испугался бы. Ошибка состоит в том, что реальность, в которой существует поезд, является не той реальностью, в которой существует зритель. Это реальность художественная, или, выражаясь более точно, это художественная, но - реальность. Выражаясь совсем точно - человек, смотрящий кино, превращается в зрителя, оказываясь в кино-реальности. Он должен быть выдернут из той реальности, где он смотрит кино и оказаться непосредственно в реальности самого кино. Если этого не происходит, то магия кино не работает, а кино-магия (магия искусства) состоит вовсе не в том, что нас хотят заставить грезить, но в том, что из одной реальности мы перебираемся в другую, но тоже - реальность.

Современный зритель, в силу своей искушенности, конечно же, никогда не испугается поезда, но эта искушенность зачастую играет против зрителя, потому как он и вообще-то отказывается признавать что-либо происходящее на экране за нечто реальное, то есть собственно отказывается быть зрителем в строгом смысле этого слова (раз он отказывается признавать кино за реальность). Так, пришел человек кинцо глянуть. Но такого рода глядение есть в чистом виде пустейшее времяпрепровождение. Да - глупо бояться поезда, но еще глупее смотреть на то, чего не существует. А, по самым скромным подсчетам, более 90 процентов смотримого на киноэкранах, конечно же, не существует. Художественная реальность еще должна стать реальностью, - а это зависит от мастерства сценаристов, режиссеров, операторов и актеров - насколько они способны породить именно кино-реальность, а не просто кино.

Кстати, позиция «глянуть кинцо» является прямым следствием так и не совершенного открытия художественной реальности. Человек пугается настоящего поезда (он на грани открытия), а потом с облегчением убеждается в том, что поезд ненастоящий. Значит, все кино - не взаправду. Сиди себе и смотри. Но зачем смотреть, если все это не взаправду?

кино, эстетика, видео

Previous post Next post
Up