Великолепная четверка (Шерлок, Остап, Монте-Кристо и Лисбет)

Dec 14, 2016 11:46

У каждого читателя со временем создается пантеон особенно близких ему персонажей - одним из таких персонажей стала для меня Лисбет Саландер. Причем, уточняя, речь тут пойдет о персонажах «приключенческой» литературы - «людях действия», так сказать. До сих пор, в абсолютных фаворитах у меня были три «действующих» персонажа: Граф Монте-Кристо, Шерлок Холмс и Остап Бендер. Чисто мужская такая компания, ей явно не хватало женского присутствия. «Нежная и удивительная» Лисбет исправила этот недостаток. И вот, небезынтересно проследить общие черты у всех этих четырех персонажей, у этой, так сказать, «великолепной четверки». Есть ли они? Может, это поможет понять, почему я выбрал именно их… Итак, суммирую:

1. Асоциальность. 1.1. Все четверо асоциальны, причем радикально асоциальны. Все стоят вне общества, и прежде всего вне всякой связи с общественными институтами. Самый «общественный» из четверки, пожалуй, Шерлок - все-таки он не только реально «чтит уголовный кодекс», но и работает на благо общества. Делает за полицию работу полиции. И, разумеется, полицию презирает. Остальная троица настолько выпадает из общества, что никак ее к нему не привяжешь. Монте-Кристо становится «над» Обществом и всячески над ним издевается; Остап Бендер мимикрирует «под общество», так как стать «над» Советским Союзом довольно затруднительно; Лисбет Сасландер в чистом виде выпадает из общества (стоит «вне» общества) - характерно ее несокрушимое молчание при любых контактах с представителями власти.

1.2. Бесчеловечность. Асоциальность данной четверки имеет тенденцию превращаться в бесчеловечность (казаться бесчеловечностью). Не зря Монте-Кристо сравнивают с вампиром, Шерлок Холмс - логическая машина, Лисбет испытывает огромные проблемы в проявлении элементарной привязанности); один Остап, пожалуй, все же вполне человечен. Мадам Грицацуева не даст соврать:)

1.3. Преступники. Далее, все четверо - уголовные преступники. Граф Монте-Кристо только и делает, что ежесекундно нарушает законы (одних фальшивых документов у него сколько; почти все затруднения он решает через подкуп должностных лиц; дружба с разбойниками, укрывательство контрабандистов); Остап Бендер условно «чтит уголовный кодекс» только с целью его как-нибудь обойти; Лисбет Саландер просто натуральный кибер-преступник, Шерлок Холмс вроде бы, напротив, преступников ловит, но мы помним дело Милвертона, да и сама мысль, что из него получился бы великий преступник, Шерлоку, похоже, доставляет некоторое удовольствие.

1.4. Игры с идентичностью. Что бы еще хорошего про них сказать? Да, фальшивые личности графа Монте-Кристо высвечивают еще одну общую черту «великолепной четверки» - все они играют со своими идентичностями, выдают себя за других. Монте-Кристо, конечно, вне конкуренции - он у нас еще и лорд Уилмор, аббат Бузони, Синдбад-Мореход и даже еще какой-то непонятный мальтиец Дзакконе. Лисбет Саландер имеет всего одну стабильную замещающую личность - Ирене Нессер. Способности Шерлока Холмса к перевоплощению хорошо известны, плюс в деле «Его прощальный поклон», - Холмс, как мы помним, потратил два года, вживаясь в роль «молодчины Олтемонта». Остап Бендер почти всегда действует от своего имени (хотя и он является эпизодическим сыном лейтенанта Шмидта), но тоже постоянно изображает из себя того, кем не является. То он художник, то гроссмейстер, то лидер автопробега, то журналист, то «уполномоченный по рогам и копытам». Если связывать эту черту с асоциальностью, то можно сказать, что, будучи социальными «никем», они вынуждены выдумывать свои идентичности. Шерлок Холмс, опять-таки, скорее стоит особняком - его тяга к перевоплощению носит исключительно профессиональный характер.

2. Сверхъестественные способности. Все четверо - не просто обладают какими-то высокоразвитыми, но прямо волшебными способностями. Можно сказать, каждый из «великолепной четверки» становится высшим воплощением определенного типа: Шерлок Холмс - сыщик; Бендер - авантюрист; Лисбет Саландер - хакер; определить род деятельности графа Монте-Кристо пожалуй, затруднительно - можно сказать, что он - воплощенный рок (сам он скромно называет себя «исключительным существом»). В своей сфере каждый из четырех не просто способен на многое, но ему подвластно - все. Нет такого компа, который не могла бы взломать Лисбет; нет такого дела, которое не мог бы распутать Шерлок, нет такой аферы, какой не мог бы провернуть Остап; нет такого негодяя, который ушел бы от возмездия графа.

3. Воскрешение из мертвых. Все четверо умирали, и все четверо воскресали. Правда, если графа Монте-Кристо (точнее - Эдмона Дантеса) и Бендера смерти изменили довольно сильно (Монте-Кристо и вовсе стал Монте-Кристо только после «смерти» Эдмона Дантеса), то Шерлок Холмс и Лисбет какими были «до смерти», такими и остались после воскрешения - так как «умерли» уже вполне сложившимися личностями.

4. Великое противостояние. У всех четырех есть антагонист(ы), все четверо вовлечены в великое противостояние с этим антагонистом(ами). У Шерлока - это Мориарти, у Остапа - Корейко, у графа - известная нам четверка (Данглар, Фернан, Кадрусс, Вильфор, никого не забыл?), для Лисбет - ее отец и доктор Телеборьян. Остап Бендер опять-таки наиболее человечен в своем противоборстве - он даже умудряется почти подружиться со своим «подзащитным». Всем остальным антагонистам наших протагонистов приходится или плохо, или очень плохо. Плохо тем, которые умерли, очень плохо тем, которые остались в живых (прежде всего Телеборьяну и Вильфору).

5. Богатство. Интересны взаимоотношения этой четверки с деньгами. Трое из четырех - Лисбет, граф и Остап - по ходу повествования сказочно разбогатели. При этом двум из четырех - Лисбет и Шерлоку, в общем, на деньги наплевать (в плане мотивации и осуществления их деятельности). Вот графа Монте-Кристо без денег никак не представишь, его сила слишком во многом зависит от его богатства. Что касается Остапа - то его отношения с деньгами наиболее запутаны. Вся его жизнь построена на стремлении к деньгам, но что с ними делать, он, похоже, не очень знает. Тот миллион, который он не может потратить в СССР… но было бы ему лучше с этим миллионом в вожделенном Рио? Не уверен. Остапу нужна грандиозная идея - «как добыть миллион», а сам миллион ему не нужен. В общем, как мы помним, Графа Монте-Кристо из него не получилось:)

6. Самый-самый. А кто из этой великолепной четверки самый великолепный? Ну, если бы к широте взглядов графа Монте-Кристо прибавить насмешливую беззаботность Остапа Бендера, да еще логический ум Шерлока Холмса, и дополнить все это нечеловеческой способностью сражаться Лисбет Саландер…

7. Реальная жизнь. Пожалуй, ни с кем из этой четверки не хотелось бы пересекаться в реальности. Уж лучше на страницах книг:)

литра, книга

Previous post Next post
Up