Две дороги или «9 километров разума» (живая притча)

Sep 11, 2016 09:21

Текст: «На горизонте грозно замаячила странная полоса. Дорога вдали вдруг изменилась - она посветлела, покрылась пятнами и стала настоящей, родной. Переход этот зиял чёткой, пограничной чертой.

Подходим к стыку двух дорог. Двух цивилизаций. Слева наша, обычная, ежегодно ремонтируемая. Справа - инопланетная, которая не ремонтировалась никогда. Когда она появилась здесь, в маленьком городке Бежецк, почти никто не помнит. Кто её построил - тоже. Зачем здесь, в безлюдной глубинке, поставили 9-километровый отрезок европейского автобана - не знает никто.



На самом деле дороге под Бежецком 11 лет. И как мне рассказали в правительстве Тверской области, ее и правда никогда не ремонтировали. В местном дорожном фонде признали, дескать, знаем это чудо, как не знать. И, покопавшись в архивах, чиновники все-таки выяснили, кто ее построил. И хотя на водительских форумах утверждается, что дорогу строили то ли немцы, то ли финны, на самом деле...

- Какие немцы? Россияне! Кац ее построил, - удивился глава Бежецкого района Александр Горбанев. - Приехала петрозаводская фирма с руководителем Валентином Кацом. Я тогда, в 2005-м, авиаполком командовал. Кац, помню, явился в Бежецк и сразу на нашем брате чиновнике споткнулся. Зашел в кабинет к главе района познакомиться и выскочил как ошпаренный (усмехается). И больше к нему ни ногой.
- ?!
Загадочный взмах рукой. Жест, понятный любому русскому.
- Откат?
Выразительная пауза.
- Слава богу, что дорога была первой межобластной категории и к району не относилась, - говорит Горбанев. - Но Кац - уникальный человек (задумывается). Вы же сейчас спросите: в чем секрет этой дороги?
- Обязательно.
- Вот честно - не знаю (хмурится). С одной стороны, я сколько повидал, как строят дороги, например, в Ростовской области, на Ставрополье… Там просто тупо засыпался песок и укатывался. А Кац делал все как-то странно, не по-нашему. У нас бытовало шутливое поверье - земля тверская асфальт не принимает. А тут словно марсиане высадились! Я впервые в жизни увидел, что через каждый слой идет особый материал, а еще - какая-то пленка. По словам местных, фирма вела себя очень странно. Нагнали новую американскую невиданную доселе технику с какими-то передовыми технологиями. А вокруг столько искушений. Старый щебень можно было повыкапывать, но зачем-то привезли свой, новый. Потом завезли дорогую гранитную крошку, хотя менее прочная, щебеночная, на порядок дешевле. Со стоковыми водами была проведена вообще целая спецоперация. Местные дорожники такого не видели никогда - они ж обычно кидают под полотно трубы и все - дешево и сердито. А Кац сделал сначала русла подхода и ухода воды, выпускные и приемные ворота. Труба обкладывалась изолирующими материалами на специальном бетонном основании. Зачем, спросите? - глава района опять вздохнул. - Я тоже тогда думал: что они мудрят?» (http://www.kursk.kp.ru/daily/26575/3590822/)

Комментарий: Есть истории, настолько сам по себе говорящие, что будто и не нуждаются ни в образном, ни в понятийном уточнении - живые притчи просто. Вот, одна из таких историй - про две дороги и пограничную линию. Но все равно я не могу удержаться, чтобы не досказать свою копейку. Все же дороги - это частность. А что в этой истории наиболее общего? - да сам общий порядок вещей. Дорога - это и есть символ общего порядка вещей, а «вечный» участок дороги - символ разумного порядка вещей. Общий порядок вещей всегда доминирует, и при этом не скажешь, чтобы он был совсем неразумным (передвигаться то по дороге можно), но на фоне разумного порядка вещей он выглядит полным безумием. Безумие делать плохо, когда можно делать хорошо. Но безумцем называют именно того, кто хочет сделать хорошо. Это в порядке вещей.

Вы скажете, что возможен порядок вещей, при котором общим будет именно разумный порядок вещей - например, те же хорошие дороги в Европе являются правилом, а не исключением из правила. Верно, дороги можно строить хорошо и в общем, а не только в частности. Но в том-то и дело, что сами по себе дороги - это частность. А в общем, общий порядок вещей всегда поглощает разумный, но при этом выносим он, пожалуй, лишь тогда, когда возможно допустить существование 9-километрового «разумного» участка. Иначе все увязнет в бездорожье. Пусть эти «9 километров разума» всегда кажутся чем-то бесполезным, какой-то каплей в море, но именно на них все держится. Все разумное. Сама возможность для разума проявить себя. И именно этим в жизни и стоит заниматься - прокладывать 9 километров «вечной дороги» имени строителя Валентина Каца.

А вообще, еще и еще раз убеждаюсь в мысли, которую, по-моему, уже не раз высказывал: самое сложное в любом деле - это просто сделать его так, как оно должно быть сделано. Вот попробуйте - «просто сделать, как и должно быть сделано» и тут же получите сакраментальный вопрос: «чего мудришь, дурак?» Да и сам себе этот вопрос задаешь.

текст и комментарий, современность, 1001 притча

Previous post Next post
Up