Цензура и Художник

Feb 17, 2015 17:31

Вчера-позавчера состоялся весьма любопытный диалог с trita о сущности цензуры. Хочется сохранить его и у себя в журнале, что я только что и сделал:)

Цензура и Художникtrita: Постсоциалистические деятели почти все как-то ослабели сразу, уж юмористы то точно ( Read more... )

диалог, ЖЖ, мысли

Leave a comment

a_gorb February 18 2015, 17:02:15 UTC
Я в целом согласен с вашим мнением, что цензура (именно цензура, а не некие ее возможные обобщения) есть штука совершенно для творчества не нужная.

”trita: Постсоциалистические деятели почти все как-то ослабели сразу, уж юмористы то точно.
antonrai: Да, последний всплеск их юмора - юмор над развалом соц.системы, а после - сказать уже почти нечего.”
А вот с этим я совершенно не согласен. И исхожу из собственного опыта.
1. Социалистические юмористы. Сейчас смотрю - мне почти не смешно. Нет, Райкин смешно, но смешна его игра, а не то, над чем он смеется. Все классические советские комедии уже набили такую оскомину, что смотреть их совсем не смешно. Причем оскомину они эту набили уже давно.
2. 90-ей годы. Много смешного. КВН. «Особенности национальной …» . И все это отнюдь не юмор над развалом социализма.
3. Современность. Засилье цензуры. Вы можете дать ссылку на шутку (или хотя бы на пародию) над современными всласть имущими, прозвучавшую в центральных СМИ? Шутить можно и нужно над американцами. А что не смешно получается, так значит я представитель пятой колонны. (Старый анекдот вполне подходит под современные реалии:
Задорнов спорит с американским юмористом и утверждает, что у нас свободы шутить не меньше чем в США. На что американец говорит, что он вполне свободно по центральному телевидению шутит над президентом США. А Задорнов в ответ говорит, что, нет проблем, он тоже совершенно свободно шутит над президентом США.)

И потом, возьмем пример мной любимой фантастики-фентези. Из социалистической литературы я что-то и не особенно припомню. Разве что «Понедельник начинается …». А тут с удовольствием прочитал (прослушал, ибо художественную литературу слушаю) «Тайный сыск царя Гороха» Белянина. Годы написания 1999-2009. Очень занимательная юморная фентези.

Таким образом, мой опыт подтверждает - цензура (само, официальная) вредна.

Reply

antonrai February 18 2015, 18:29:27 UTC
Советские комедии набили оскомину из-за тошнотворно частых показов, а не из-за своего качества:) А так - уровень у них высочайший. Много ли смешного было в КВН в 90 судить не берусь (тогда вроде действительно было смешно), но имелось в виду, что "сдулись" именно соц. юмористы, а не юмор вообще. Я во всяком случае, имел в виду только это, поэтому и "Особенности национальной охоты" не считаются - этот фильм - продукт новой системы. Пример же с Махульским чрезвычайно показателен - у него как раз последний всплеск работы на высшем уровне - "Дежа вю" - смех над соц.системой. Возможно, я придаю этому примеру чрезвычайно сильное обобщающее значение, но, мне кажется, он действительно показателен.

"Таким образом, мой опыт подтверждает - цензура (само, официальная) вредна".

Да, я бы даже и так сформулировал: если бы вдруг Художник убедился в том, что цензура в некоторых аспектах все-таки полезна, он все равно должен был бы выступать против нее. Неприятие цензуры - вещь естественная, да и не только для Художника, а для любого свободолюбивого человека.

Reply

a_gorb February 18 2015, 18:59:46 UTC
” Советские комедии набили оскомину из-за тошнотворно частых показов, а не из-за своего качества:)”
Качество качеством, а вот не знаю, смешно ли было бы мне, если бы ранее я с ними не был знаком. А то я ведь заранее знаю про высочайшее качество и что тут надо смеяться.
”что "сдулись" именно соц. юмористы, а не юмор вообще.”
А этого момента я не уловил, т.к. в начале сказано: «Постсоциалистические деятели». Это я понял как люди, творившие после социализма, причем не важно, что они делали во время социализма.
А что сдулись (могли сдуться) юмористы соц. эпохи - это не удивляет и без всякой цензуры. Ведь очень очень многое изменилось. Поэтому, если брать такие примеры (соц. юмористов) то думаю, что будет крайне трудно доказать, что в основном именно изменение политики в области цензуры оказало на них решающее влияние.

Reply

antonrai February 18 2015, 19:21:36 UTC
Я полностью разделяю вашу последнюю мысль, болоее того в диалоге я сказал почти то же самое - людям, сложившимся в рамках одной системы очень трудно приспособиться к другой. Но проблемя все равно есть - именнно проблема того, что такая ругаемая советская система, со всем этим абсурдными цензурными историями, но общий уровень того же кино или мультипликации очень высокий. Система разваливается - ну, хорошо, но наряду с ней развливается и почти вся системность в области культуры. А вот может ли такая системность существовать без всяких уродливых цензурных ограничений - вопрос. Я то в этом смысле просто думаю, что художнику должно в определенном смысле повезти - чтобы он мог не сталкиваться с цензурным давлением. вообще не думать об этом.

Reply


Leave a comment

Up