Может немного не по теме, но на днях смотрел фильм "Старец Паисий и я, стоящий вверх ногами" и почему то образ старца в фильме мне напомнил Сократа - греческого философа, а не православного старца.)
Я совсем немного этот фильм посмотрел, но, насколько понял, старец Паисий был не самого общительного нрава, скорее отшельник, а Сократ - некто почти прямо противоположный отшельнику. Вообще же, конечно, могут быть аналогии между философами и духовными учителями, в частности Сократ все время советует печься о душе, да и говорит, что его занятие философией является служением Богу. И все-таки в том, что касается вопросов Знания и поисков Истины - тут, я думаю, всегда будет поле напряженности между философами и людьми духовного звания, между философией и религией.
В фильме, как я сказал, я увидел больше философа, а не отшельника, в этом смысле фильм оставил неоднозначное мнение. Там и сказано, что авторы фильма не смогли приблизиться с старцу Паисию, но попытались "приблизить" его к себе. ТаК что в принципе мое впечатление возникло возможно не случайно. Насчёт поиска истины и "напряженности" между философией и религией соглашусь, но по большому счёту я уже не занимаюсь поиском истины.)
Уж извините, я немного схитрил, не завершил фразу.) Для себя я нашел истину. И нет разочарование ,а наоборот полное удовлетворение.) И все прочее, что меня интересует это способы донести до всех ищущих, наглядность и правильность моей находки. Если говорить без завуалированности, то истину я вижу в Православной Церкви. Чем более "копаюсь" в её догматах, тем более радуюсь от гармоничности ,скрытой в простых постулатах православной веры.)
Понятно. Что ж, найти Бога - это дело божественное. Правда, часто я замечал, что люди, ищущие или нашедшие Бога считают, что это единственно возможно ценная находка. А та же Истина, помимо этой Истины - ничего не стоит. То есть ищущий в другом направлении непременно заблуждается. А вот я все же в другом направлении ищу.
Мой поиск истины во многом сочетал логические рассуждения, необходимость знания и душевную устремленность. И в сочетании этих трех различных сторон необходимого для нахождения истины, я постепенно пришел к определенным выводам. Но главное, если нашлась Истина, то нужно и жить по ней. Грубо сравнивая, если человек не подвержен закону гравитации , то он значит должен уметь летать. А если летать не получается, то нужно понять почему. Если же понял, то нужно развивать в себе данную способность в соответствии с принятой истиной. Примерно так.
Интересная мысль.) Мы все живем подчиняясь законам физики. Но какое отношение имеют законы физики, например к философской истине? Физические законы, только фон, на котором развивается человеческая мысль. Но законы математики , например вообще не имеют никакого отношения к физике,в том смысле,что для математики совершенно безразлично каковы законы физики. Отвечаю "на скорую руку", без глубокого анализа.)
Физик же скажет, что философская истина - это вообще так - болтология сплошная, смешно и сравнивать с законами природы)) Но даже если взять этическое исследование: одно дело, если философ пришел к тому, что надо поступать так-то, например, быть умеренным в еде, и следует этому. Другое дело, если он пытается понять, что это вообще такое - правильный поступок - в этом смысле правильным поступком станет для философа определение правильного поступка, а не правильный поступок, понимаемый в том смысле как "умеренность в еде".
Определение правильного поступка, на мой взгляд, отчасти зависит от начальных установок философа о понятии истины. Если для него истина, что физическая смерть любого человека "спишет" все его поступки и действия, это одно,а если он понимает,что нынешние его дела есть "полезный капитал" для будущей жизни его бессмертной души, то его понятие полезного поступка будет совершенно другим. И пока ,для данного примера, будут различные мнения о судьбе души, то будет невозможно определить понятие "правильного поступка". Каждый будет его понимать исходя из собственной парадигмы.
Так я сейчас не беру суть определения правильного поступка, а просто хочу сказать, что разбирая эту тему, философ уже непосредственно занят своим делом, то есть "живет по Истине". Иначе говоря, кажется, что подразумевается: надо определить правильный поступок, чтобы потом совершить его - (жить по "найденной Истине"), а выходит, что правильный поступок совершается в тот момент, когда происходит рассуждение на тему правильного поступка. И для философа правильнее всего что? - правильно - заниматься философией
( ... )
И про философа и про архитектора могу сказать кое что. Если человек рожден философом(архитектором), то когда в жизни он занимается не философией(архитектурой), то внутренне сознательно или нет , он чувствует себя несвободным. Но рожденный философом(архитектором) , занимающийся своим призванием, чувствует себя свободным. Но для внешнего мира, он может оцениваться несвободным, поскольку "не от мира сего". Как оценивать в данном контексте правильность поступка и истину? Казалось бы очень просто. Человек занят любимым делом, значит живет в истине и поступает правильно. Но не все так просто и однозначно. Если о философах, то существует множество философских систем , которые несовместимы между собой с позиции классической логики. Если об архитекторах, то существуют так же архитектурные стили,которые данные архитекторы проповедуют в своих воплощениях, которые рядом выглядят дисгармонично.) Все это условно, но при этом условность не спасает от некоторых вопросов, которые можно было бы решить простым признанием некоторой абстрактной истины.
"...существует множество философских систем , которые несовместимы между собой с позиции классической логики". Но это касается специфику найденных ответов, и тут в каждом конкретном случае (каждом конкретном тезисе-мысли) философ может защищать свою мысль, с той или иной степенью успеха. Конкретный философ не отвечает ведь за все системы разом (в плане их истинности, в плане обращения к тем или иным системам - он может охватывать значительный круг разных систем взглядов), он отвечает за то, к чему пришел в итоге сам.
К философским системам я отношусь примерно как к научным теориям. Чем больший круг явлений объясняет данная научная теория и одновременно не противоречит существующим фактам и уже открытым законам, тем более она претендует на полноту и на близость к истине. К примеру, Специальная Теория Относительности (СТО) Энштейна, казалось бы противоречила классической механике, объясняя ряд новых фактов, открытых в опытах Майкельсона. Но при внимательном рассмотрении, СТО применима и в рамках классической механики, но различия проявляются либо при субсветовых скоростях, либо при точных измерениях на уровне атомных часов
( ... )
Reply
Reply
Насчёт поиска истины и "напряженности" между философией и религией соглашусь, но по большому счёту я уже не занимаюсь поиском истины.)
Reply
Reply
Для себя я нашел истину. И нет разочарование ,а наоборот полное удовлетворение.) И все прочее, что меня интересует это способы донести до всех ищущих, наглядность и правильность моей находки.
Если говорить без завуалированности, то истину я вижу в Православной Церкви. Чем более "копаюсь" в её догматах, тем более радуюсь от гармоничности ,скрытой в простых постулатах православной веры.)
Reply
Reply
Но главное, если нашлась Истина, то нужно и жить по ней.
Грубо сравнивая, если человек не подвержен закону гравитации , то он значит должен уметь летать. А если летать не получается, то нужно понять почему. Если же понял, то нужно развивать в себе данную способность в соответствии с принятой истиной. Примерно так.
Reply
Вообще да, но я вот представил себе физика, который открыл закон физики и пытается жить по нему))
Reply
Отвечаю "на скорую руку", без глубокого анализа.)
Reply
Reply
И пока ,для данного примера, будут различные мнения о судьбе души, то будет невозможно определить понятие "правильного поступка". Каждый будет его понимать исходя из собственной парадигмы.
Reply
Reply
Как оценивать в данном контексте правильность поступка и истину?
Казалось бы очень просто. Человек занят любимым делом, значит живет в истине и поступает правильно.
Но не все так просто и однозначно.
Если о философах, то существует множество философских систем , которые несовместимы между собой с позиции классической логики.
Если об архитекторах, то существуют так же архитектурные стили,которые данные архитекторы проповедуют в своих воплощениях, которые рядом выглядят дисгармонично.)
Все это условно, но при этом условность не спасает от некоторых вопросов, которые можно было бы решить простым признанием некоторой абстрактной истины.
Reply
Reply
Reply
Leave a comment