Перед кризисом был дефицит рабочей силы - уникальная возможность для относительно безболезненного сокращения штатной численности и обновления производства. Но для этогона государственном уровне надо было представлять, что происходит, иметь достоверные данные.У нас же, какую цифру ни возьмём,- не можем соотнести ее с реальностью. Что с чем соотносить, тоже надо хотя бы представлять.
А теперь кризис ещё и усилил восприятие государства в качестве единственного в стране источника финансового благополучия. Реальность вновь создается формулой «нефть в обмен на чувствоглубокого удовлетворения». Доступ к ресурсам - за гарантию политической поддержки на местах.Деньги - за голоса.
Фактор денежной заинтересованности - то, что отличает современностьот советского застоя.
Бюрократия с приросшими к ней олигархами ратует за стабильность, подразумевая под нейстатус-кво. А малый бизнес, в отличие от монополии, больше зависит от потребителя, чем от власти.Он лучше других понимает конъюнктуру рынка и потому совершенно по-иному, чем крупное предприятие, ведет себя в кризис, какие-то его сферы сдуваются, а другие, наоборот, расширяются, стимулируют развитие, модернизацию.
В благоприятных условиях такие факторы - основа роста или хотя бы гарантия выживания. Но нев наших. Система уже увидела в бизнесе дойную корову. Уже понятно, что запущенная практика бюджетной поддержки предпринимателей - благоприятная среда для откатов. Поймать на такомоткате практически невозможно. В нём потенциально заинтересованы обе стороны: тот, кто получает деньги на развитие, совсем не прочь ими поделиться. Это лишь один из «законотворческих» вариантов расцвета системы, при которой деньги государства, выделяемые якобы на поддержку предпринимателей, идут на откаты чиновникам. Таким образом малый бизнес развращается и вынуждается работать с нарушениями: уход от налогов, зарплаты в конвертах…А это - дополнительный «крючок» для различных надзорных органов…
Поэтому бизнес меняется не в лучшую сторону. При таком прессинге бизнесмен загоняет себя в узкиетактические рамки - нарубить денег и по возможности сохранить свое предприятие. Он всяческиуходит от социальной роли. Снижается и без того невысокая его популярность в социуме. По даннымВЦИОМ, предприниматель - один из лидеров общественного недоверия наряду с политиком,полицейским и госчиновником. С ним не хочет иметь дело половина россиян. Два года назад картина была лучше.
Сковывая малый бизнес под имитацией «поддержки», система лишает государство рычага плавной модернизации экономики снизу. Тем самым не выполняет своего текущего предназначения.Как говорится, морализаторские комментарии излишни.