Иосифляне и нестяжатели

Jan 21, 2015 13:01



В первой половине XIII в. на Русь вторгаются орды завоевателей. Татаро-монгольское нашествие оказало огромное влияние на всю последующую историю Руси (переоценивать его, конечно, не стоит, но и недооценивать тоже), в частности прекратился рост городов, этот источник капиталистических отношений, отчасти именно поэтому русский народ глубоко антибуржуазен. Кроме того, Россия стала сильно отставать от Запада, что в будущем породило "скачкообразную" модель развития. В этот период наблюдается упадок культуры, ремёсел, разумеется, демографический упадок, потеря суверенитета, что не могло не отразиться на нашей литературной традиции. Поэтому политическая мысль в этот период не развивалась.

Начиная с XIV и заканчивая XVI вв., наблюдается экономический подъём русской земли, развитие феодальных отношений, закрепощение крестьянства, а также возвышение Московского княжества и начало объединения русских земель вокруг этого нового центра. Эти факторы и определяли содержания политической мысли того времени. В этот период русской истории возвышается гигантская фигура Великого московского князя Ивана III (1440-1505 гг.), князя несколько подзабытого, что печально. Именно в его период времени Русь избавилась от татаро-монгольского нашествия (1480 г.), именно в годы его княжения произошёл важнейший спор между нестяжателями и иосифлянами.

Несмотря на то, что церковная власть в традиционном обществе занимает существенное, порой даже определяющее место, на Руси всё несколько отличалось от Запада. Наше отношение к церкви пришло из Византии, вместе с православием, где духовная власть всегда была подчинена светской, в то время как католичество порой весьма успешно боролось со светской властью (взять хотя бы знаменитую борьбу за инвеституру и трактат Григория VII "Диктат папы"). Однако духовная власть стремилась взять реванш на протяжении долгого времени.

Но в XV-XVI вв. церковь была сильна, а княжеская власть стремилась её подавить, ослабить экономически: встал вопрос о секуляризации монастырских земель, по этому вопросу и возникла знаменитая полемика между сторонниками Иосифа Волоцкого и Нила Сорского.



Нил Сорский (1433-1508 гг.) основоположник учения нестяжателей был умнейшим человеком своего времени. На соборе 1503 г. выступил с идеей о ликвидации церковного землевладения, делал он это потому, что считал, что церковь погрязла в мирской роскоши и забыла об истинном царстве - небесном. Именно небесное царство должно стать объектом всех помыслов духовенства, а значит нужно отречься от власти светской и предоставить дело её осуществления князьям.

Идеи Нила Сорского были подхвачены Вассианом Патрикеевым (1470-1531 гг.) (персона более политическая, чем духовная, в отличие от Нила Сорского) отпрыском княжеского рода, насильно пострижённым в монахи. Вассиан говорил о необходимости чёткого разделения власти светской и духовной, а так же выступал против монастырского землевладения



Иосиф Волоцкий (1440-1515 гг.) и его последователи говорили о богатом монастыре, но бедных монахах и отрицали секуляризацию церковной собственности, но, что важно, отрицали личное стяжание. Из этого можно сделать вывод, что борьба шла не за собственные желудки, а за идею превосходства духовной власти над светской. Эту идею Иосиф Волоцкий и продвигал, говоря, что власть князя имеет божественное происхождение, но сам князь всего лишь человек, по своей природе существо греховное, поэтому его власть должна быть ограничена духовным контролем.

Но, как было отмечено выше, русская традиция, берущая своё начало из Византии, предпочитала светскую власть духовной. Поэтому иосифляне проиграли борьбу и вынуждены были пойти на уступки княжеской власти. Иосиф Волоцкий отказался от идеи подчинения государства церкви (возможно только на словах, мечтая взять реванш в будущем), за что и он и его последователи были обласканы властью: идея секуляризации была оставлена, а сторонники нестяжателей были разгромлены. Иосифляне заняли высокие места в церковной иерархии, оказывали существенное влияние на светскую власть, а будущем предпринимали попытки реванша, что было уже несерьёзно ибо светская власть навсегда одолела духовную именно благодаря Иосифу Волоцкому. (Огромная власть патриарха Филарета, а затем и Никона были связаны с личными взаимоотношениями патриархов с царями, а не с силой духовной власти).

Таким образом, в споре нестяжателей и иосифлян верх взяла позиция иосифлян: вопрос о секуляризации монастырских земель снимался (разумеется, временно), но светская власть признавалась главенствующей. Персона великого князя объявлялась божественной, что послужило в будущем укреплению централизованного русского государства. Кроме того, одним из последователей иосифлян был знаменитый старец Филофей, который обосновал теорию Третьего Рима, теорию ставшую основой мессианской сущности русского народа, о ней мы и поговорим в следующий раз.

Политическая мысль

Previous post Next post
Up