The Hammer Story: «Проклятие Франкенштейна» (1957 г.)

Aug 22, 2013 01:47




Еще давно я обещал на страницах этого ЖЖ начать рассказ про фильмы Hammer. И вот пришло время выполнить давнее обещание. Сегодня будет первый пост про фильмы этой легендарной студии.

Что такое Hammer? Мартин Скорсезе однажды сказал: «Если вы видите логотип Hammer Films, то знаете, что вас ждет особенная картина». И это действительно так. С момента выхода первых культовых фильмов Hammer прошло уже полвека, а они до сих пор привлекают зрителей. А уж про фанатскую индустрию вокруг этих фильмов я вообще молчу.

Цикл «The Hammer Story» начнем с первого классического фильма студии. Именно он ее и породил в том виде, в котором Hammer узнал весь мир. Называется этот фильм «Проклятие Франкенштейна».

Как все начиналось

Основную известность Hammer принесли готические хорроры. Во всех этих фильмах потрясающая атмосфера, которая достигается за счет декораций (как же раньше умели делать!), музыки и - не в последнюю очередь - колорита английских актеров.

Уже в первом действительно культовом фильме Hammer мы встречаем неразлучную парочку - Питера Кушинга и Кристофера Ли. И, конечно, режиссера Теренса Фишера, создавшего ряд хитов Hammer.

Основная идея фильма «Проклятие Франкенштейна» была проста - взять классическую историю ужасов Universal о Франкенштейне и передать ее в цвете. Однако фильм Hammer пошел дальше, и от истории Universal осталось не так много. Как и в случае Дракулы, мы получили новый взгляд на классических героев.



Любопытно, что идея первого готического хоррора для Hammer была подана Милтоном Суботски и Максом Розенбергом. Людьми, которые впоследствии основали студию Amicus - главного конкурента Hammer, пытавшегося копировать и готический стиль хаммера какое-то время.

В 50-е годы Суботски и Розенберг вышли на основателя Hammer Джеймса Каррераса со своим сценарием для нового фильма о Франкенштейне. Проект начал развиваться. В мае 1956 года задачей сценаристов было расширить рукопись, увеличив продолжительность фильма - на тот момент она составляла всего 55 минут. При этом нельзя было добавлять новые локации в сценарий.

Работа шла, но, в конце концов, в Hammer решили, что снять фильм по этому сценарию не смогут, так как он получается слишком дорогим. Сценарий был отклонен, а Суботски и Розенберг выбыли из проекта. В будущем они получат часть прибыли от проката, но отсутствие имен в титрах только раззадорит обоих, что приведет к основанию главного конкурента Hammer - студии Amicus.

Вскоре после отставки сценаристов Джимми Сангстер и Энтони Хайндс написали новый сценарий фильма. Его основной особенностью стало то, что большая часть действий происходит в помещении: гостиной, лаборатории и т.д. Проблема с бюджетом была решена во многом за счет такого подхода.



Режиссером был назначен Терренс Фишер, затем начались поиски актера на роль Франкенштейна. На каком-то этапе даже задумывались об американском актере, но 26 октября контракт был подписан с Питером Кушингом, который был впечатлен фильмом Hammer «X the unknown». С этого момента Питеру пришлось отложить в сторону театр и серьезные драматические роли. Он был в них хорош, но теперь зрители будут требовать от него одного - хорроров. И он будет им это давать.

Кушинг стал основной удачей фильма. Его Франкенштейн великолепен - именно он является подлинным чудовищем в фильме, а совсем не Создание (и это основное отличие от картины Universal). Ученый, который в своей одержимости работой и знанием готов нарушить любые границы.

На роль Создания взяли Кристофера Ли. Во многом из-за его внешности. Теренс Фишер сразу же решил, что при гриме Создания не будут использовать никаких механических элементов - было важно передать эмоции актера. Ведь по задумке он был больше, чем монстр. Кроме того, у создателей было простое желание - сделать Создание как можно более далеким от классического образа Universal.

О чем фильм?

(описание сюжета взято с rutracker’а, за что спасибо Lucian666):

«Фильм начинается с того, что в тюремную камеру-одиночку Виктора Франкенштейна приводят священника, которому тот и рассказывает свою историю. Рано потеряв родителей, но получив при этом огромное наследство, молодой Виктор Франкенштейн нанимает себе самого лучшего преподавателя естественных наук Пола Кремпе, который в течение многих лет передает свои знания и опыт молодому и пытливому ученику.

С течением времени Пол и Виктор крепко сдружились, и вот уже мы видим, как два ученых совместно проводят научные эксперименты по оживлению мертвой плоти. В конце концов, ученых ждал успех - в один прекрасный день, с помощью сложной системы из химических реагентов и электричества, им удалось оживить мертвое тело щенка. Пол был в восторге и тут же предложил Виктору поделиться грандиозными результатами столь смелого эксперимента со всей научной общественностью, на что Виктор возразил, что, мол, «еще не время».





Оживлять тела ему уже было неинтересно - теперь, после успеха своего первого эксперимента, он решил поиграть в Бога и создать свое собственное создание из разрозненных кусков мертвой плоти...
Придя к такой мысли, Виктор стал действовать, и поначалу Пол помогал ему, но на серединном этапе работы, осознав весь ужас и опасность экспериментов Франкенштейна, Пол перестал помогать Виктору, но этот факт уже никак не мог повлиять на запущенный процесс...

Дальнейшие же события известны всем, кто знаком с историей про Франкенштейна: случайным образом был поврежден мозг, который Виктор собирался использовать для своего создания, в результате чего получившийся монстр оказался, по сути, опасным животным, единственным желанием которого было убивать...

Судьба фильма

Британская критика встретила фильм в штыки. Что не помешало зрителям штурмовать кинотеатры. В США картина оказалась не менее успешной. В итоге сборы превысили производственный бюджет более чем в 70 раз! Успех был очевиден.

Сегодня можно сказать, что фильм прошел проверку временем и остается одной из самых важных работ Hammer. Фильм смотрится хорошо, а для поклонников вроде меня - просто отлично. Игра Кушинга и Ли впечатляет не меньше, чем тогда. Хотя мы вроде бы уже и привыкли к идее о том, что совсем не Существо является главным монстром в этой истории.





Просто эталон. Сложной найти лучший вариант этой истории (при всем уважении к фильму Браны с Де Ниро).

Hammer Glamour

Одно из значительных явлений мира Хаммер получило название «Hammer Glamour» - это все те девушки, модели, которые играли в фильмах студии. Поскольку это явление стало столь популярно и ему даже посвящены отдельные книги, то и мне стоит о нем упомянуть в рамках «Проклятия Франкенштейна».

Основная женская роль в этом фильме досталась Хейзел Корт. Она активно снималась в хоррорах в 50-60-е годы. Играла со многим знаменитыми актерами жанра, включая Винсента Прайса. Часто в экранизациях история Эдгара Аллана По.





Интересно, что среди фанатов Hammer особо популярной Хейзел Корт не стала. И, пожалуй, это достаточно справедливо. Конкретно в «Проклятии Франкенштейна» женская роль получилась не особенно интересной и значимой.

Немного постеров










Что же, начало положено. Следите за обновлениями. Дальше нас ждет «Мумия», «Дракула» и много всего другого.

hammer

Previous post Next post
Up