За что Суслов запретил комедию Рязанова "Человек Ниоткуда"?

Jan 19, 2020 21:00

Честно скажу, еще месяц назад я знать не знал, что этот безобидный фильм Рязанова пролежал "на полке" более двадцати пяти лет! Кино вышло на большие экраны весной 1961 года, а уже в ноябре его сняли с проката.

О том, что у комедии были проблемы я узнал случайно, просматривая концерт для делегатов XXII съезда КПСС. На сцену вышли популярные куплетисты того времени Рудаков и Нечаев (видео в конце поста) с абсолютно скандальным текстом:

На «Мосфильме» вышло чудо -
«Человек из ниоткуда».
Посмотрел я это чудо -
Год в кино ходить не буду!



У меня челюсть отвисла, когда я это увидел. Так публично полоскать известного режиссера, да еще непосредственно перед руководством страны? Ничего себе свобода слова!

Эмоционально включившись, я начал "копать". Увы, свобода слова оказалась тут не причем. Дело в том, что на съезде по Рязанову лично прошелся главный идеолог СССР - Михаил Андреич Суслов. Четко сформулировать свою претензию он так и не решился, но все всё поняли.
По сути, прикрывшись привычными терминами "безыдейность" и "малохудожественность" фильм обвинили в очернении советской действительности . Хотя, казалось бы, это комедия да и "малохудожественных" фильмов во все времена снимали в достаточных количествах, но никто же их не запрещал!

Однако, надо понимать, что 1961 - это особый год. Гагарин полетел в космос, были существенные успехи в экономике и на этом фоне вполне серьезно обсуждалась и была принята третья программа партии о построении коммунизма к 1980 году.

Еще раз, на официальном уровне утверждалось, что советский народ идейно почти созрел до коммунизма и до полной победы осталось только "прокачать" материально-техническую базу. Была такая эйфория, что в СМИ открыто говорили о скором искоренении преступности в СССР.

А проблема в том, что "Человек Ниоткуда" почти прямым текстом заявлял о том, что советский человек духовно еще до коммунизма не дорос. Анатолий Папанов великолепно сыграл сразу несколько типов негодяев из различных слоев общества, намекая на то, что его герои - это вовсе не "отдельные недостатки".



А самое страшное, что никаких изменений с "плохими" героями к концу фильма не происходит - они не осознали и не встали на путь исправления. Собственно, это и послужило основанием для обвинения в "безыдейности".
На этом фоне, главный герой "Чудак" (из племени Тапи) постоянно напоминает, что людоеды "среди нас", то есть среди советских людей. И это, конечно, был явный перебор.

Причины такого перебора достаточно просты. Рязанов, после оглушительного успеха первых двух фильмов, решил, что ему теперь все можно и снял, как сегодня говорят, авторское кино. Без оглядки на цензуру и "госзаказ".

Однако, как говорится - жадность фраера сгубила. Прилетело Эльдару Александровичу сразу же - еще до выхода комедии на экраны. Фильм раскритиковали на уровне ЦК КПСС и соответственно сильно ограничили в показах. Летом пошли разгромные статьи в печати, но полностью запретить фильм не решались, так как за Рязановым к тому времени стояли очень серьезные люди.

И только когда сам Суслов дал отмашку (а мы даже точную дату знаем, когда это произошло - 24 октября 1961 года) комедию сняли с проката.

Рязанова от катастрофы спас лауреат шести сталинских премий - Ива́н Алекса́ндрович Пы́рьев - председатель союза кинематографистов СССР. Он подобрал опальному режиссеру идеологически выверенный материал про маленькую победоносную войну, выбил под это дело бюджет, короче, дал возможность реабилитироваться.

Так, в 1962 году, появилась наша любимая комедия "Гусарская баллада".

В итоге, Рязанов урок усвоил и следующую "социально опасную" комедию снял только в 1979 году, когда Суслов был уже "не алло".

А вот, собственно, куплеты с критикой фильма. Смотреть с 5:15

image Click to view


рецензия, КПСС, коммунизм, кино

Previous post Next post
Up