Теремок на выезде. Москва

Jun 22, 2018 11:14


Первый полет на самолёте, первое путешествие в Москву, первые фотографии на фоне Кремля, первая гостиница, первое участие в конференции и выступление на рабочей сессии, первый опыт посещения вегетарианского ресторана и даже первая поездка на Мерседесе.

Этот перечень, за которым богатый набор эмоций, ощущений и новых знаний, мы компактно уместили всего в 3 дня. Но зато какие насыщенные!



Поездку наших подопечных в Москву мы планировали давно и долго. Поездка - не развлекательная, а самая что ни на есть рабочая. Для обмена опытом, для познания мира, для рассказа о себе.

Да, это очень ценно для тех, кто работает в направлении постинтернатного сопровождения. Потому что одна из ключевых парадигм сегодняшней социальной работы - «ничего для нас без нас». Ну и на самом деле - откуда мы, помогающие специалисты, можем знать что нужно тем, кому мы помогаем? Правильно, от них самих.
Вот мы с ними и поехали - делиться, учиться и учить. С теми и тех, кто занимается постинтернатом в России. Из разных регионов и в разных его формах. А встретиться мы все планировали, конечно же, в Москве.

Но поездка в Москву для вас - это купить билет и полететь. А для нас (и наших подопечных) - это подготовка на протяжении месяца, разговоры, планы, работа над преодолением страха публичного выступления, размышления о том, что надеть и с кем оставить детей, и... И кое-какие неожиданные преграды - административные, организационные, финансовые, прочие.

Обо всех преградах не буду, но об одной - расскажу.



Вот, например, Игорь. Был в наших списках на участие изначально. И без него я не видел обмена опытом. Потому что он у него - как моих 10. И детский дом, и наркотики, и закрытая спецшкола, и потери, и испытания. И, самое главное, возвращение.

image Click to view



Найти силы на возвращение из вот этого всего - невероятно сложно. Но вывезти его в Москву оказалось ещё сложнее.

У Игоря - условный срок. Раз в месяц он ходит отмечаться к инспектору УИН. По закону он должен уведомить этого инспектора о намерении покинуть регион. Что мы и решили сделать, как законопослушные зайчики. Игорь в сопровождении нашего воспитателя-методолога Лилии Башировой пошли к инспектору уведомлять и...

- Не пущу. Никуда не поедет.  Я несу за него ответственность! Если он там сбежит, что-то украдет, кого-то изобьёт, спросят с меня!

Попытки разговаривать не увенчались успехом. Никакие гарантийные письма, ходатайства и характеристики - не интересуют.

«Я сказала нет и значит нет. До 2020 года он не выездной!»

И начались весёлые две недели, которые остались до выезда, за которые надо успеть купить билеты, забронировать гостиницу, согласовать списки участников конференции и собрать рюкзак, наконец. А тут - здрасьте.

И пришлось эти две недели потратить на «здрасьте».

Поднял всех знакомых полковников полиции, закинул удочки, расписал проблему, отрекомендовал Гошу и просил помочь изо всех сил. Но получая отказ за отказом, извинения за сожалениями и объяснения «Я не могу просить за него, они же сразу подумают, что мне взятку за это дали. У нас просто так никто не просит. Я их знаю, я с ними работаю» я вдруг осознал, что все знакомые полковники уже кончились, а Гоша - всё ещё не выездной.

И пришлось идти к генералу. А если точнее - к генерал-лейтенанту ФСИН Алмазову.

Да, в итоге нас спасло письмо Рубина Алмазову, как бы это там ни звучало.

Спасибо вам, Рамиз Чобан-оглы.

И отдельное спасибо Евгению Анатольевичу Коняеву хочу сказать за помощь в коммуникациях и содействие-координацию.

Вызвали после этого письма Гошу, рассказали какие мы нехорошие, посоветовали с нами больше не водиться и отпустили с богом в столицу.

Да, ему рассказывали, что все, кто приходит в «Домик» оказываются без квартир и поэтому надо быть ему поосторожнее и бежать от нас куда глаза глядят.

Я послушал это, посмеялся, но признался: правду люди говорят. Порядок действий только перепутали. Действительно, все сироты, оставшиеся без квартир, приходят к нам. Просить помочь вернуть утраченное.

Но это всё мелочи, кто там будет разбираться в последовательности. А вот не мелочи - требование от инспектора взять с собой маршрутный лист и отметиться в Москве в день прибытия - о прибытии и в день убытия - соответственно.
День прибытия - воскресенье, УИН в Москве в этот день не работает. Значит отметиться о прибытии надо в понедельник. А день убытия - это вторник. Ну вот так.

И в понедельник мы имели прекрасное светопреставление - московские инспекторы звонили в Самару и доказывали им, что такого документа, как маршрутный лист для отбывающих условный срок, в законах РФ не предусмотрено, что ставить свои подписи и печати на незаконном документе они не будут, а требование отметиться и ограничения на выезд со стороны самарских коллег - самоуправство и превышение.

Но Самара - город упёртых. Не зря ж я отсюда родом. Поэтому самарские инспекторы ругались в ответ и требовали выполнить законное, по их мнению, требование.

Москвичи положили трубку. Долго смотрели в пустоту, пытаясь пережить эмоциональный шок, а потом спросили «А что у вас там в Самаре происходит? Может аномалия какая? Или ядрёну бомбу взорвали неподалёку, а?»

Но в итоге пошли на компромисс - поставили отметку о прибытии, но отказались ставить отметку об убытии.
Не спрашивайте, не знаю, не понимаю.

Тут я должен сказать ещё одно большое спасибо за представление наших интересов и сопровождение Игоря по московским закоулкам Маше Пачевской. Потому что я выступал на конференции, а сам Гоша не осилил бы 32 пересадки и 48 переходов.

Но всё это ради чего?

Когда человек живет в социальной яме, видит вокруг только таких же, как он, просыпается среди трупов и думает только о том, как достать ещё на дозу, то в его голове неоткуда взяться мыслям о развитии, росте, позитивных изменениях и банальному желанию жить.

Когда девчонка прожила всю жизнь в детском доме, время от времени попадая в семьи, подвергаясь там насилию, сбегая, попадая в новую семью и сбегая в который раз в ДД, мы не удивляемся тому, что она попадает в тюрьму. Потому что это, к сожалению, логичное развитие событий. Это - строго сплошная наклонная, у которой не может быть изгибов.

И создать эти изгибы можно только из вне. Один из способов создания таких изгибов и изломов - смена обстановки. Банально вырвать из этого вечно пьющего-колющегося окружения, из быта, пеленок и щей. Просто показать другие грани жизни, о которых люди не догадываются. Показать, что есть что-то большее, чем счастье от банки пива. Счастье познания, исследования, путешествий.

Вот почему у нас успешно проходит проект «Team-extreme» и вот почему я считал таким важным участие наших ребят в этой конференции.

Но конференция - в понедельник, а половина воскресенья у нас была посвящена исследованию Москвы.



Это исследование началось от метро Динамо, а закончилось где-то за Парком Горького. Мы преодолели пешком около 18 км, очень устали, сильно ненавидели меня, но были так довольны тем, что обратно я их довёз на шикарном Mercedes-Benz CLA, что меня оставили в живых :-)









Ну а на следующий день после насыщенной культурной программы, завершившейся уже далеко за..., нас ждала напряженная работа.

Конференция «Опыт и роль НКО в решении проблемы социального сиротства» началась с пленарного заседания с участием Елены Альшанской (БФ «Волонтёры в помощь детям-сиротам»), депутата госдумы Ольги Баталиной и представителя МинОбразования. Модерировала Елена Тополева («Агентство социальной информации»).

Вкратце о пленарке писал в ФБ, дублировать не буду. Но для наших это было важно - посмотреть как взрослые люди, так или иначе занимающиеся проблемами сиротства, по-разному видят эти самые проблемы.

После пленарки я с удовольствием выслушал мнения наших ребят об услышанном - радостно и ожидаемо было услышать, что с чиновниками они не согласны, а с общественниками - да.



Дальше нас ждала работа в секциях. Нашу секцию - постинтернат - модерировали Александра Телицына («Старшие Братья Старшие Сестры») и Алексей Газарян («Квартал Луи»).

И там действительно было о чём подумать.



Александра Телицына и Алексей Газарян

На секции собрались как сотрудники НКО, занимающихся постинтернатным сопровождением, так и сами получатели соцуслуг - выпускники госучреждений для детей-сирот из Москвы и наши - из Самары.

Интересно, удивительно, но факт - это было первое подобное мероприятие, на котором собрались не только «помогальщики», но и те, ради кого мы все работаем.

Разговор получился интересным, насыщенным, временами - горячим. Но очень важным и нужным.

Думаю, каждый по его итогам сделал для себя какие-то выводы, а может быть - и задался новыми вопросами. Что ещё более ценно.

Свобода, самостоятельность, мотивация, труд, образование, наставничество, чиновники, приемные семьи, деньги... Важных вопросов было так много, что обсуждение продолжилось и после секции.





Но больше всего о ценности мероприятия и конкретно нашей работы мне сказали выпускники московских учреждений, которые, выслушав презентацию о нашем проекте подошли и попросили разрешения приехать в Самару - посмотреть как это всё работает. Потому что ничего подобного они никогда не видели.

Ещё одним приятным сюрпризом была встреча с нашей доброй знакомой Инной Гомес, которая смогла приехать к нам на 30 минут.





Море впечатлений, океан позитива и заряд положительными эмоциями - это  тоже планируемые и успешно достигнутые результаты.

Надеюсь, что они помогут видеть мир шире и уметь радоваться радугам.





А ещё хочу сказать спасибо Стасу и Лиле за грамотное сопровождение и ребятам - за активное участие и путешествие без приключений.

С вами было легко и прекрасно :-)

теремок, Домик детства, ЦПС

Previous post Next post
Up