Больше, чем пансионат

Nov 11, 2015 11:52

В России поэт - больше чем поэт, человек - больше чем человек, а инвалид - и подавно, больше, чем инвалид. У нас принято жить для того, чтобы преодолевать, бороться, сражаться, добиваться. Жить ради жизни нам и в голову не приходит. Менталитет, историческая память, географические, политические и прочие особенности в совокупности учат нас тому, что плохие условия жизни - это норма, а хорошие - это из ряда вон и нужно разобраться с этим в кратчайшие сроки.

Это всё, к сожалению, справедливо и для людей, передвигающихся на колясках. Только умноженное во много крат. Газель с подъемником мы считаем роскошью, пандус в подъезде - лишним, а инвалидов на улице - чем-то неестественным.
Мы от них шарахаемся, обходим стороной, отходим в магазине и с опаской поглядываем в общественном транспорте. Инвалид - иждивенец. Он должен сидеть дома. А ещё лучше - сдать его в какое-нибудь государственное учреждение с глаз долой. И там ему будет лучше, ведь его там кормят, поят и телевизор смотреть дают.

И вы знаете, это работает. Если всё общество в едином порыве показывает именно такое отношение к инвалидам, не предлагая никаких альтернатив, то большинство из них такими и становятся - пассивными иждивенцами, смирившимися с тем, что они - обуза, которая должна молча ждать своей смерти.
Но стоит этим людям дать хоть малейшую возможность, шанс, надежду на то, что их жизнь может продолжаться и на инвалидной коляске, как они цепляются за эту надежду, выгрызают зубами этот шанс и круто меняются ради использования этой возможности!

Пансионат для инвалидов на 8 просеке построили 10 лет назад для тех колясочников, которые не готовы мириться с ролью обузы. Он - единственное государственное учреждение в своём роде в России. Его торжественно показывают всем гостям области и хвалятся тем, какая Самарская область передовая. И, знаете, хвалятся заслуженно!



Одноэтажные домики на двух человек, полностью оборудованные под нужды колясочников: пандусы вместо ступеней, ровные полы вместо порогов, широкие двери, просторная ванная комната, перила, поручни, ручки… Сюда поселили 34 человека, которые раньше сидели дома на 5 этаже без лифта или жили в пансионатах для престарелых в какой-нибудь глуши без шанса найти работу, построить личную жизнь, да и вообще - на жизнь.

И это ощущение ЖИЗНИ их изменило. Катя взяла кредит и организовала свой бизнес, Юля устроилась на работу и сдала на права, Альбина нашла молодого человека, Таня вышла замуж, а Сергей изобрел и организовал производство систем ручного управления на автомобиль для инвалидов.



Да-да, это всё - про колясочников, про инвалидов, про тех, кого наше общество предпочитает не видеть, не слышать и ничего не знать. А они взяли и зажили!  Не без сложностей, не без переломных моментов, не без срывов, депрессий и неудач. Но давно ли вы открывали свой бизнес без проблем или выходили замуж без предшествующих этому неудач?

Что интересно, делали всё это они без чьей-либо помощи. Даже, наоборот - вопреки сопротивлению. Ведь наша ментальность - она во всём. А ментальность чиновника…
Пришла не вовремя, на обед опоздала, гости после 8 вечера задержались, ПИВО посмел выпить?
Простите, но эти люди - взрослые, дееспособные, свободные граждане, которых вы сами призывали к активности и они вняли вашим призывам, начали строить социальные связи, общаться с друзьями, заводить романтические отношения… И вдруг оказывается, что по уставу приходить в гости можно только по заявлению, иметь детей нельзя, а секс - скандал местного значения.



И именно на это - на жизнь, на желание быть самостоятельным и независимым - теперь ссылаются чиновники Министерства социально-демографической и семейной политики, объясняя своё намерение закрыть этот пансионат. «Вы знаете, как они там вольготно живут? Не то, что в других пансионатах! А почему они должны жить лучше других инвалидов?» - говорят мне сотрудники министерства. Тут же добавляя, что содержание этого пансионата в расчете на человека выходит в полтора раза дороже остальных. «А вы же сами знаете, какое сейчас время», - закатывая глаза, добавляют чиновники.

При этом эти 34 человека живут там не бесплатно, а, как и в любом другом пансионате, отдают государству за проживание там 75% своей пенсии по инвалидности. Правда, чиновникам это кажется несправедливым и они требуют отдавать им 75% от всех доходов, полученных человеком - с заработной платы, с прибыли от предпринимательства. Вот так по-разному можно трактовать закон при желании.

У нас же есть желание сохранить хотя бы этот оазис доступной среды в таком недоступном городе, как Самара. Среди конструктивных предложений - отказ от части социальных услуг для снижения стоимости содержания учреждения. Например, всем проживающим здесь полагаются зубная паста «Семейная», рулон туалетной бумаги (1 в месяц), шампунь, мыло, уборщица и т.д. Но зубная паста «Семейная» копится месяцами, выдаваемый шампунь подходит далеко не всем, а выдаваемая одежда, мягко говоря, не очень современная и удобная, поэтому отправляется знакомым малообеспеченным семьям. И это все бюджетные затраты, которые можно сократить ради того, чтобы оставить пансионат. Который, конечно же, больше, чем просто "пансионат".
Но диалога с чиновниками не получается. «Эксперимент не удался» - говорят они.
Эксперимент!
Дать возможность людям жить по-человечески - это эксперимент. И он - не удался.

Правда, должен оговориться, когда я употребляю термин «закрывают», сотрудники министерства машут руками и уточняют, что они его не закрывают, они его оптимизируют и на его месте будет не менее нужное и полезное учреждение. Хорошо, пусть так. Но инвалидам, которые узнали об этой оптимизации, только направив официальный запрос в Министерство и которым до 1 января придется искать новое место жительства, коим, скорее всего, окажется один из областных пансионатов для престарелых, от этого не легче.
В 30 лет, после нескольких лет активной жизни на коляске, - в пансионат для престарелых.
Работу они потеряют, потому что ездить в Самару за 200 км каждый день для них нереально, социальные связи - разрушатся, семейные пары рискуют развалиться, а идея о том, что инвалид может жить, как человек, - очередной раз зарывается в землю.

Колонка написана специально для «СО»

"Самарское обозрение"
№78 (1431), 9 ноября 2015



Все фотографии сделаны в Самарском пансионате для ветеранов труда и инвалидов (8-я просека)
Фотограф: Алексей Бубнов

P.S.
Николай МЕРКУШКИН, губернатор Самарской области:
- Людям с ограниченными возможностями здоровья очень важно чувствовать себя полезными обществу, работать и самостоятельно зарабатывать деньги.
(19/04/2015. Открытие социально-бытового центра в пансионате для для ветеранов труда и инвалидов)

государство, чиновники, инвалиды

Previous post Next post
Up