ПОЛЕНОВО. Флигель
Рядом с Главным домом-музеем Поленова В.Д. расположен неприметный двухэтажный флигель. В 1994 году мне довелось принять участие в работах по реставрации этого флигеля о которой я и хочу рассказать.
После приобретения художником в 1890-м году картофельного поля для создания усадьбы здание флигеля было построено одно из первых. На фотографии 1892 года рядом со строящимся "Большим Домом" виден флигель с низким переходом. Известно, что первое время семья художника останавливалась в Бёхово, что недалеко от усадьбы, но возможно также могли останавливаться и во флигеле.
Здание представляет двухэтажный сруб 14х7 метров. Меньший по ширине второй этаж образует мансардную форму кровли.
Нельзя сказать, что состояние дома было совсем плачевным. Он имел несколько проблемных мест, которые возможно было устранить лишь заменой бревен.....
В частности один из углов из-за продолжительного отсутствия водостока намокал и прогнил на всю высоту первого этажа.
У нижних бревен этого угла полностью отсутствовали выпуски.
Сруб флигеля был выполнен из еловых бревен, которые мы сначала приняли за оцилиндрованные. Однако после анализа выяснилось, что это просто хорошо подобранный по диаметрам и по сбегу лес.
Внутренняя плоскость стен имела протеску, а угловое соединение выполнено таким образом, что никаких скруглений не было и угол был прямой.
В мае 1994 года мы приступили к реставрационным работам. Организация тогда называлась: ООО "Архитектурно-Реставрационный Центр А.Попова". Руководил работами архитектор Матвеев Михаил Юрьевич, а непосредственными исполнителями были: Иванов Василий Васильевич, Матвеев Юрий Михайлович и молодой, начинающий. На завершающем этапе к нам еще присоединились Казаков Владимир Иванович и Алексей Багимов.
.
В мае 1994 года мы приступили к разборке здания. На втором этаже под полом нами были обнаружены многочисленные флакончики из под лекарств аптеки Феррейн.
Мне как самому молодому доставались часть самых тяжелых и неблагодарных работ. Сбивать штукатурку - это серъезный удар по легким. Если бы не сердобольные сотрудники музея, снабжавшие нас молочными продуктами, то не обошлось бы, наверное, без последствий.
Разборку сруба решено было производить без демонтажа печей. Их мы затянули пленкой для защиты от дождей. Печи второго этажа опирались на нижестоящие печи с помощью металических кронштейнов без всякой связи со срубом.
Никакой техники не было в нашем распоряжении и все здание, в основном, мы с Василием Васильевичем перетаскали сначала в штабеля, .....
.... а затем при сборке обратно.
К сожалению Василия Васильевича уже нет в живых. Это был прекрасный наставник и удивительно работоспособный плотник и столяр, а по совместительству еще и музыкант. Светлая память.
В интерьере, примыкающей к флигелю с южной стороны веранды, имелись рисунки известных карикатуристов «Кукрыниксы». Сюжет рисунков был связан с музой, совсем не напоминающей древнегреческую богиню.
К общему сожалению сохранить эти рисунки не представлялось возможным, хотя если бы сегодня была бы посталена такая задача, то это можно было бы сделать без особых усилий. Тогда такой задачи не ставилось, и это безусловно, невосполнимая утрата, дающая повод для обоснованной критики противникам реставрации методом переборки.
Михаил Юрьевич Матвеев за работой.
Окладной венец подлежал полной замене, поскольку контакт дерева с кирпичным фундаментом всегда приводит к процессам разрушения древесины. Какую бы гидроизоляцию вы не далали разная реакция материалов на изменения температуры приводит к образованию конденсата и дерево начинает гнить. Последовательность реставрационных работ предполагает рубку окладного до окончательной разборки всех бревен. Самые нижние целые бревна обязательно нужно сохранить на своих местах для того, чтобы геометрия нового окладного венца в точности совпала со старым. Новые бревна закатываются поверх старых и рубится целый венец. В случаях со зданиями, имеющими более сложный план лучше рубить два новых венца и не разбирать. Только вывесить, чтобы убрать сгнивший окладной и сделать фундамент.
Отлив цоколя выполнен из целых кирпичей со стесаными под 45 градусов двумя углами.
Закончив с окладным и разобрав все бревна мы приступили к работам по фундаменту. Его состояние тоже оставляло желать лучшего. В целом без значительных деформаций он имел локальные отслоения кладки преимущественно сверху и в углах.
Работы по реставрации фундамента мы также делали своими силами. На лицевую сторону использовали старый целый кирпич, а внутрь использовался новый такого же нестандартного размера.
Как известно перевязка бревен образует разницу в высоте между продольными и поперечными бревнами, которую при устройстве ленточного фундамента решают по разному. Иногда за счет устройства так называемых "пробок" или "подкатов" Это половинки бревен закрывающие щель между нижними бревнами и фундаментом, которые если и врубаются в поперечные бревна, то не насквозь.
Еще одним приемом в ленточном фундаменте организуется ступенька между продольными и поперечными стенами фундамента, соответствующая, примерно, половине венца - 10-14см. В нашем случае применен второй прием.
Внутренняя плоскость стен готовилась на площадке перед подьемом бревна на сруб. После протески поверхность строгалась рубанком. Технология получения плоскости на бревне с помощью шнурки и топора такая же как XIX веке. Разметка плоскости производится каждый раз индивидуально для каждого бревна, поскольку выпуск нужно сохранить круглым, то разметка должна учитывать горб бревна и комель/вершину.
Рубка углов представляется наиболее совершенной, поскольку внутренняя плоскость заведена в чашу и там происходит переход на круглую часть выходящую наружу. Такой прием позволяет одновременно избежать сквозной щели и получить плоский и прямой угол в интерьере. На памятниках архитектуры более раннего времени встречается рубка с прямым углом (не "в лас"), но делается с дополнительным потемком, что значительно сложнее в разметке и причерчиавнии. Такая же рубка углов представляется более технологичной и сочетает скорость рубки и функциональность. Кроме того, такая рубка позволяет утеплить угловое соединение при плотной подгонке внутренней вертикальной плоскости и неплотной под утеплитель наружной.
На перерубе в в окладном венце применен прием с полочкой, позволяющий добавить жесткости в перевязке самых нижних бревен.
Некоторое время в усадьбе гостил Александр Исаевич Солженицин. Федор Дмитриевич принимал в гостях известного писателя.
Лев Львович - частый собеседник на наших перекурчиках.
Для ускорения процесса выборки паза под нагеля применялась дрель.
Выход на старое - это самый важный и ответсвенный этап. От него зависит не только правильность сборки старого сруба, но и скорость всех последующих работ. Ошибка с разметкой замененных бревен может привести к необходимости перебирать, бывает даже не один раз, старые бревна. Второй целый венец показывает на сколько точно удалось подобрать бревна по диаметрам и высотам.
К слабым местам относятся нижние бревна, подоконные бренна и места протечек. Бывает на здоровую древесину нападают жуки в неожиданном месте, но это скорее исключение. Как правило насекомые нападают на уже ослабленную древесину. В нашем случае подлежали замене все нижние бревна, по некоторым стенам до подоконных, а также один угол, пострадавший от протечки.
В качестве межвенцового утеплителя применяли льняную паклю.
В целом сохранность старых бревен составила около 90%.
Перед тем как устанавлиать первые бревна второго этажа нами была произведена их временная сборка на земле. Одна из внутренних стен была разрезана печью.
Балки межэтажного перекрытия были выполнены из массивных бревен с прибытыми черепными брусками. Причем концы черепных брусков врезались в стены для увеличения несущей способности, ведь нагрузка от наката и засыпки достаточно большая.
Все работы по реставрации сруба были нами завершены в декабре 1994 года, а через два года флигель уже выглядел вот так.
Почти все фотографии сняты на ч/б стандартную (24х36мм) пленку Матвеевым Михаилом Юрьеичем. Негативы любезно предоставлены Барсовой Татьяной Владимировной.
Расчитываю и дальше удовлетворять свою потребность делиться информацией о реставрационных работах на различных, как теперь принято говорить, ОКН (объектах культурного наследия), в которых довелось принимать участие.
В настоящее время флигель выглядит так.