Кроме образцов северной деревянной архитектуры, есть малоизученные памятники не привлекавшие к себе внимание исследователей именно по признаку зданий имитирующих архитектуру каменного классицизма и ампира. В г. Новозыбков Брянской области в центре города стоит старообрядческий Рождественско-Никольский храм. Датируемый 1774 годом, но полностью перестроенный в 1818 году.
Стены сруба сделаны из лафета, снаружи обшивка, а изнутри окрашен. Больше всего на меня произвел впечатление купол собора выложенный из брусьев таким образом, что изнутри создается полная иллюзия интерьера каменного собора, а также колокольня в стенах которой применена, как срубовая так и каркасная конструкция.
Нижний четверик колокольни выложен из гигантского лафета имеющего длину 10,5м. и сечение 47х27см. Для того, чтобы вытесать такой лафет, бревно должно было иметь диаметр не меньше 55см.
Срубовая ярусная конструкция колокольни состоит из трех постепенно уменьшающихся четвериков, а верхний восьмигранный объем с куполом каркасный. Высота с крестом 42 метра.
В 1958 году пожар уничтожил пятиглавие, но основной объем и колокольня не пострадали.
Отстроенные заново барабаны с куполами уже вторые по счету после пожара. Первые еще меньше напоминали первоначальную конструкцию, и их переделали.
Ярус звона имеет страховочную кровлю со сливными отверстиями.
Для звонаря сделана специально возвышающаяся площадка с ограждением.
Выше яруса звона сделана еще одна площадка для располагавшегося здесь ранее часового механизма. На архивной фотографиях можно видеть циферблат часов чуть выше яруса звона.
Заказанные приходом не реставрационной фирме из Брянска, исследования состояния колокольни выявили отклонение от вертикали 2 градуса. Общее состояние признано аварийным, и требуется полная разборка для восстановления несущей способности разрушенных протечками конструкций сруба и деталей наружной обшивки.
Колонны сделаны из цельных бревен, а базы составные из двух частей.
Проемы яруса звона зашиты в целях сохранности.
Примыкание кровли трапезной к колокольне наиболее пострадало от протечек. Это привело к значительным деформациям и общему наклону колокольни.
Примерно 10 лет назад под проседающий угол подведены дамкраты на которых колокольня и стоит по сей день.
Окладной венец храма требуется полностью заменить.
Традиция писать на стенах - "Здесь был вася" оказывается очень древняя.
В настоящее время службы проводятся в трапезной, а основной объем храма не используется.
Чернобыльская трагедия сделала этот город Новозыбков и окрестности непригодными для проживания, однако здесь живет 40 тыс. человек.
Расспросы людей о том, почему же они не уехали и живут показали мне, что жители просто перестали переживать об этом, и живут не задумываясь. По-русски "на авось". Типа живы ведь.. авось еще протянем. Между тем при норме 10-20мкР\час. в Новозыбкове постоянно 40, а в километре от города до 300 и никто ничего менять не собирается. В соседней Белорусии постоянно работают над уменьшением фона, а в России ничего не предпринимается. Это объясняет почему, появившиеся здесь реставраторы, со слов прихожан, вдруг свернулись.
На севере России, дошедшие до нас памятники деревянной архитектуры, не подвергшиеся повальной переделке под каменную, представляют нам самобытный характер происхождения и безусловную ценность. Именно поэтому исследователи и реставраторы древнерусской деревянной архитектуры стремились к воссозданию первоначального облика. Начиная с Суслова В.В., Ополовникова А.В., Красноречьева Л.Е. все стремились открыть и показать исходный древний образец самобытной деревянной архитектуры, не похожей на европейскую и не имеющей аналогов в мире. Большие возможности по выбору леса позволяли возводить нашим предкам в XVII-XVIII веках уникальные, шедевры архитектуры, такие как например; Успенская церковь (1774) в Кондопоге, Дмитрия Солунского (1784) в Верхней Уфтюге и многие другие. К величайшему сожалению нет в нашей стране и за рубежом осознания безусловной ценности для мирового культурного наследия русской деревянной архитектуры, ее неповторимости и уникальности. К подобным деревянным зданиям, имитирующим каменную архитектуру и построенных изначально под камень отношение и вовсе принебрежительное. Хотя сложнейшая конструкция колокольни способная на протяжении веков противостоять ветровым нагрузкам демонстрирует высочайшую строительную культуру. В данном памятнике сосредоточен накопленный опыт строительства из дерева и безусловно этот храм достоин федерального уровня охраны, а не местного, как сейчас. Если отбросить стереотип восприятия деревянной архитектуры как только без обшивки, как только древний, изначальный, архаичный становится более очевидна ценность подобных строений имеющих не меньшую, а возможно даже большую ценность.