Научно-техническая революция не обошла стороной и реставрацию памятников деревянной архитектуры. Несмотря на полнейшее отсутствие какой-либо поддержки со стороны государства, реставрационная наука не стояла на месте и шагнула вперед. Владение технологиями проведения реставрационных работ позволяет сегодня делать это качественнее, чем скажем, в советское время. Лет 30 назад это были новейшие технологии, но сейчас они стали просто современными. Признанными и широко используемыми в среде профессиональных реставраторов не только в России. В области сохранения памятников деревянного зодчества, во многом, благодаря деятельности Попова А.В. Последние события с Ильинской церковью в Белозерске (
http://russkij-sever.livejournal.com/1546836.html) и часовне в деревне Лазарево (
http://www.svoboda.org/content/article/25233261.html) показали, что незнание технологий приводит к плачевным результатам. Утверждения из серии, что каждый мужик должен уметь срубить дом давно устарели. Т.е. можно конечно этим заниматься, пожалуйста, только нельзя говорить о качестве и конкурентноспособности этого увлекательного занятия, и тем более реставрировать привлекая мужиков из деревни, или как сегодня принято гастарбайтеров. В области строительства из дерева существует огромное количество мифов именно из-за того, что каждый мужик считает себя крутым специалистом и может понарассказывать с три короба о том, какой мох, например, нужно брать для утепления дома.
Актуальным является утверждение, что необходимо учиться плотницкому делу, так же как и любой другой профессии. Не претендуя, на безальтернативность в терминологии, попытаюсь сформулировать основные методы сохранения бревен при реставрации:
Для сохранения пораженных гнилью бревен рекомендуется применять три основных способа:
- протезирование
- вставка
- коронка
Протезирование - докомпановка гнилого или утраченного фрагмента бревна. Соединение протеза со старым бревном производится широко известным приемом «в паз и гребень». Подобное соединение часто встречается на исторических зданиях XVII-XIX веков и ранее. Паз рекомендуется выбирать в старом бревне, а гребень в протезе. Выбор нового материала для протеза следует производить из такого же по свойствам материала и той же породы. Новое бревно должно иметь, как правило, на 1-2 см. больший диаметр для того, чтобы иметь возможность подогнать место стыка к одному размеру. Подгонку соединения следует производить плотницкими приемами; чертой и топором. Для достижения плотности соединения и точности подгонки необходимо делать, так называемое, поднутрение - заглубление плоскости сопряжения с тем, чтобы касание сопрягаемых элементов происходило только на наружной кромке. В этом принципиальное отличие от столярного соединения, поэтому способ подгонки «под ножевку» недопустим. Как правило, имея дело с обрубленными торцами бревен надо не забывать, о том, что в соединении торец бревна также должен быть обрублен. Последовательность протезирования предполагает сначала подогнать стык бревен, а затем причерчивать паз и чаши.
Вставка - вычинка пораженной гнилью части бревна и замена ее новым фрагментом. Рекомендуется в качестве материала для вставки использовать здоровые части замененных бревен того памятника, на котором проводятся реставрационные работы. И которые уже не могут быть установлены на свои места. Из них же рекомендуется делать нагеля. Подгонка вставки выполняется плотницкими (не столярными) приемами чертой и топором. Допускается использовать пилу в тех случаях если на памятнике архитектуры также имеются следы применения пилы. Отверстия под нагеля сверлятся не насквозь с тем, чтобы клин упирался в конец отверстия и работал как анкер. При выполнении вставки форму и размер необходимо производить таким образом, чтобы она держалась естественным образом и не выпадала. По возможности накрывалась пазом верхнего бревна. Отверстия нагелей, также по возможности были закрыты пазом верхнего бревна. Форма вставки должна предусматривать естественное отведение попадающих на бревно осадков.
Коронка - восполнение отколотого или гнилого фрагмента выпуска бревна. Материал для коронки рекомендуется использовать здоровые части замененных бревен памятника на котором проводятся реставрационные работы. В других случаях допускается применение древесины той же породы и качества. Коронка крепится с помощью нагелей выполненных из той же породы, что и бревна памятника. Рекомендованно применение двух основных вариантов. Первый допустим в случаях, когда отколотый или гнилой фрагмент выпуска выше нижней плоскости чаши. В тех случаях когда отколотый фрагмент находится на том же уровне или опускается ниже, следует применять вариант №2.
Общие рекомендации:
Нужно упоминуть о том, что инструмент должен быть остро наточен и способен рубить, поскольку при обработке дерева поперек волокон это особенно важно.
При выполнении вставок и протезов необходимо учитывать возникающий эффект «лоскутного одеяла». Нельзя чтобы здание после реставрации выглядело таким образом.
Принятие решения о месте установки и размере протеза должно учитывать конструктивную целостность памятника. Не допускается производить соединение старого и нового бревен над проемами.
Не допускается применение клеев для крепление вставок в наружных конструкциях неотапливаемых зданий.